Всё воспринять и снова воплотить

Главная \ Новости \ Всё воспринять и снова воплотить
Всё воспринять и снова воплотить

Выставка названа «Мастер и ученик» – впервые художник предстанет перед публикой не только в своих картинах, но и в учениках. В этом году академии исполнилось шесть лет – и вот они, первые выпускники, в пейзажах и портретах разных лет: первый курс, третий, пятый… Мы видим наброски, эскизы; от техники к технике, от рисунка и графики через гризаль – к акварели. Мы видим и, может быть, понимаем, развитие, результат процесса не только творческого, но и педагогического. Мы видим опыт, сохранённый в преемственности, и искусство, сохранённое в опыте.

Сам мастер, Сергей Котов, в беседе вдруг становится учеником: увлечённо рассказывает о своём педагоге, Сергее Андрияке, задумавшем такой формат выставок: «Три обязательных составляющих должны быть всегда: работы педагогов академии, работы учеников и работы самого ректора и художественного руководителя академии, Сергея

Николаевича. Это не только для знакомства с нашими студентами. Мы показываем плоды нашей педагогической деятельности: чем и как занимаемся, чтобы люди знакомились с работой и студентов, и педагогов».

Сергей Котов вообще обо всём говорит увлечённо: о студенте Алексее Писаренко, уже защитившем диплом, – его пейзажи разных лет выставлены здесь; о том, как в семь лет полюбил запах типографской краски и рисовал на полях книг и газет; как, не думая не гадая, в семнадцать лет пришёл в серьёзную живопись; о бездушной прямолинейности современной архитектуры и милых сердцу старинных городках; о разных техниках написания пейзажа, портрета и натюрморта и – о пленэрах, конечно, о них.

Тула, Москва, Безансон. Старый город, исторический центр, церковь или крыши домов в предвечерние и предрассветные часы – созданы для акварели. Акварель же с её техникой постепенного, тончайшими слоями, нанесения, плавного сгущения красок, остающихся прозрачными и воздушными, – создана для провинциальных русских зим с искристыми позёмками, для вёсен средней полосы в юном зелёном дыму первой листвы, для ясной таёжной осени в золотой и бурой прели, для приморского лета в мареве текучего солнца.

«Мы стараемся отправлять студентов на пленэры в любое время года, в любые города. Чтобы они писали и снег, и лето.

Художник садится писать, ученики вокруг – стоят, смотрят, обучаются. Преподаватель работает вместе с учениками. Показывает все этапы. Начинает. Ставит задачу, ищет способы её реализовать. Продолжает, находит образ, мотив. И заканчивает. Образ и мотив, найти и сохранить их – это главное, что нужно уметь. Это главное, что должно быть, какая бы ни была техника. Пейзаж, натюрморт или портрет – должно быть понятно, что́ нарисовано», – рассказывает ученик, Сергей Котов, о методике, разработанной мастером – Сергеем Андриякой.

Педагог на то и мастер, что должен уметь всё. По­этому на вопрос о любимом жанре Сергей Алексеевич отвечает снова увлечённо и снова – обо всём. О вкусных натюрмортах и задумчивых лицах. Мы как будто на мастер-классе.

«Выездные мастер-классы проводим для всех в рамках выставок. В зависимости от плотности графика», – добавляет художник.

Формат мероприятия нов для Сергея Котова, но давно любим фрязинцами – и художниками, и зрителями: здесь принято выставляться с учениками, так делают художники Евгений Богатов, Елена Носикова и другие. «Культурный центр Фрязина не первый год сотрудничает с академией, мастера-художники с выставками приезжают часто. Приезжала Наталья Беседнова (акварель), Борис Ведерников (масло). Привозили персональные выставки. А сейчас у Котова новый формат.  Это очень удобно: не вариться в собственном замкнутом пространстве. Конечно, для наших увлечённых людей семь вёрст не крюк, они и в Москву охотно сгоняют. Но когда художник приезжает сюда сам, это очень приятно», – рассказывает Вероника Исайчева.

Она – руководитель кружка «Акварель», член Союза художников Подмосковья – во многом вдохновительница и зачинщица этой выставки. Это Исайчева, увидев в феврале в Щёлковской художественной галерее акварельные портреты Котова, восхитилась ими раз и навсегда. Даже если вы мало понимаете в живописи, двумя-тремя словами она оживит для вас и «Катю Курган», и «Варю» и «Марию Филипповну».

Вероника Валерьевна похожа на гризаль: сплошная скрытная сепия, таящая множество оттенков и переходов. Очень скромная и предпочитает держаться в тени: «Вы не со мной разговаривайте, а с нашим директором, Валентиной Николаевной Сергеевой. Я тут при чём?..»

Вообще, здесь атмосфера радости – радости за общее дело, когда вроде никто ни при чём, а дело спорится, дело радует, получается, потому что каждому оно по сердцу, и результат его желанен всем одинаково.

Искусство живописное было поддержано здесь, на открытии выставки, искусством организации, гостеприимства, общения. Здесь приглашали напиться чаю, разрешали детям побегать и отвечали на самые смешные вопросы.

Валентина Николаевна поблагодарила художника «за то, что приехал». Подчеркнула важность таких мероприятий для фрязинской общественности, жадной до искусства.

Анатолий Михальченков, в прошлом директор муниципального казённого учреждения «Дирекция наукограда», открыто и просто рассуждал на тему предпочтений:

«Они (картины. – К. Н.) мне нравятся своей реалистичностью и мастерством. В наше время встречаются подделки. Приобретал недавно в подарок картину. А это, оказывается, не писаная картина, а компьютерная обработка фотографии. Это же как детская раскраска, получается! А сегодня – возможность встретиться с настоящим искусством. Мне нравится пейзаж. И натюрморт».

Девятилетняя Полина Шмыга, ученица Фрязинской школы искусств, маленькая, изящная, вся как чашечка старинного фарфора, в задорных веснушках под прозрачной кожей, девочка-акварель, пришла сыграть на флейте «пьесу-аллегро», да позабыла композитора.

«Но я музыку очень люблю, рисовать тоже люблю, но музыку больше. А пьеса, которую буду играть, из всех этих картин больше похожа на вот эту, с природой – она нежная такая».

Полина – младшая в многодетной семье, брат и сестра тоже обучаются музыке («Почему бы вам не организовать трио?» – говорю я усталой и гордой матери. Та в ответ улыбается дочкиным словам: «Мы привыкли уже выступать»).

Керамистка и педагог Галина Кузнецова – оживший акварельный портрет, фарфоровая орхидея, – сияя ореховыми глазами, в единый порыв вкладывает весь свой вдохновенный восторг:

«Котов – ученик Андрияки и Глазунова. Андрияка – тоже ученик Глазунова. Глазунов – величина был, дотошный, исторически подкованный! Все до малейшей детали – выверенные исторически. Я после Глазунова не принимала Андрияку: слишком прозрачная эта акварель. Воздушная слишком техника. Не могла представить себе, например, натюрморт в акварели. А потом увидела, разглядела. Это труд неимоверный!»

Всякий мастер вырастает из ученика – и продолжает жить долго после себя – уже в своих учениках. Научая искать, находить и сохранять образ – чтобы запечатлеть его в будущем. Так искусство становится вечным.

Отец Димитрий Поповский, настоятель Державной церкви, выразил простыми словами чаяния гостей, организаторов и самого мастера:

«В нашей жизни есть один закон, который распространяется на всех, верим мы в него или нет, нравится ли он нам или не нравится. Закон этот прост: Бог есть любовь, и любовь эта такова, что Он никогда никого ни к чему не принуждает. Поэтому чтобы сделать что-то хорошее, порой приходится переступать через себя. И наоборот, плохое очень быстро пристаёт к нам. Так, например, чтобы пойти в театр или на выставку, нам надо собраться с силами, перемочь себя – и порадоваться пойти, сделать хорошее.

Хотелось бы пожелать каждому нашему жителю, всему нашему шестидесятитысячному городу дойти до выставки, порадоваться хотя бы эстетически. Каждый найдёт себе здесь что-то по сердцу. Включите сарафанное радио и расскажите родным и близким об этой выставке».

Акварели будут наполнять Фрязино до второго декабря – первого зимнего воскресенья. Приходите, не пропустите, застаньте. Поспешите согреться душой и вспорхнуть сердцем.

Кристина НЫРКОВА,
корр. «Впрямь».
Фрязино.

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.