В 1943 году Бахчиванджи уже летел в космос

Главная \ Новости \ В 1943 году Бахчиванджи уже летел в космос
В 1943 году Бахчиванджи уже летел в космос

В Щёлковском районе есть посёлок Бахчиванджи, платформа «Бахчиванджи», улица Бахчиванджи в посёлке Чкаловском. Буквально недавно я столкнулся с тем, что внук моих знакомых сказал: «Бахчиванджи – какое-то странное и трудное название, что надо придумать полегче». Прославленного лётчика начинают забывать.

Кто же он такой, Григорий Яковлевич Бахчиванджи? Свою карьеру начал после окончания Оренбургской школы пилотов в 1934 году. Григорий Яковлевич беззаветно любил небо.  Он испытывал новую авиатехнику, не имел ни единой поломки, ни единой аварии. Рисковал ежедневно. К началу войны стал одним из самых известных и опытных лётчиков страны. Десятого августа 1941 года совершил 65 боевых вылетов и сбил пять самолётов врага лично и в группе.

Как воевал лётчик Бахчиванджи? Свидетельствуют очевидцы.

На подступах к Москве, скрываясь в облаках, на высоте в тысячу метров летят фашистские бомбардировщики. Через несколько секунд после команды «На взлёт» Бахчиванджи уже в воздухе настигает врага. Крутой горкой подходит снизу, с дистанции ста метров открывает огонь. Вражеский самолёт горит, падает, взрывается рядом с нашим аэродромом. А Григорий преследует второй. Но и истребитель Григория тоже выведен из строя, и только высокое мастерство лётчика позволило благополучно приземлить изрешечённую пулями с остановившимся винтом машину…

В ставке Верховного Главно­командования ясно понимали, что для победы над врагом необходима «величайшая организация, дисциплина и лучшие машины». В далёком Кольцове (под Свердловском) было решено испытать самолёт с жидкостно-реактивным двигателем. Столь нелёгкую и опасную задачу доверили лётчику Григорию Яковлевичу Бахчиванджи. Он выполнил первый полёт на самолёте с реактивным двигателем 15 мая 1942 года. Полёт был произведён точно по графику, и в этом сказался талант лётчика. Бахчиванджи открыл эру полётов с применением реактивных двигателей. Взлёт был стремительным и крутым. Как отмечает писатель Лев Экономов, в этот момент «одна авиационная эра передала эстафету другой авиационной эре». Было очевидно, что будущее за реактивной авиацией. «Би­1» назывался тот самолёт. По размерам был настолько мал, что умещался под крылом бомбардировщика.

Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб 27 марта 1943 года при испытании очередного самолёта-ракеты. В этот день предстояло провести испытания на скорость в горизонтальном полёте на высоте 2 000 метров. Самолёт достиг скорости свыше 900 км/ч и… потерял управление. Спустя несколько лет удалось выяснить, что самолёт вошёл в пике.

Экономов, описывая испытания двадцать седьмого марта, отмечает, что «не было беспорядочного падения, машина не кувыркалась, не штопорила, не разваливалась на части, не было видно и дыма, значит, там ничего не горело. И вместе с тем то, что́ с ней происходило, нельзя было считать управляемым полётом. Она продолжала удаляться от аэродрома, с какой-то зловещей неумолимостью устремляясь вниз. Теперь лётчику оставалось одно: прыгать с парашютом. Медлить было нельзя. Все ждали, что сейчас это и произойдёт, что появится белый купол парашюта над тёмными зубцами леса на горизонте. Но этого не случилось».

Григорий Бахчиванджи о собственном спасении не думал, он до последнего пытался спасти машину. Самолёт разбился – и пилот погиб. Похоронили Григория Яковлевича на кладбище посёлка Малый Исток, близ аэропорта «Кольцово».

Ю. Гагарин впоследствии сказал:

«Без полёта Бахчиванджи, может быть, и не было бы полёта в космос 12 апреля 1961 года».

Звание Героя Советского Союза Григорию Бахчиванджи было присвоено лишь в 1973 году. Потребовалось 30 лет, чтобы осознать величие подвига этого человека.

Олег СОРОКИН,
кавалер медали
«За сохранение
исторической памяти».
Анискино,
Центральная улица.
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.