Разве мотивация от слова «мать»?

Главная \ Новости \ Разве мотивация от слова «мать»?
Разве мотивация от слова «мать»?

Иду по Парковой. Наблюдаю ситуацию. Молодая мать и её первоклассник рассматривают новёхонькие учебные книжки. Мальчик раскрывает букварь и делает пальчиками движение по картинке, какое он сделал бы, будь перед ним планшет: пытается раздвинуть и увеличить картинку. А она не раздвигается. Слёзы.

Через неделю матери, чьи чада овладевают гаджетами раньше, чем вилкой, потянутся на собрания и станут объяснять учительницам, как им вырастить из их детей высокообразованных, эффективных менеджеров. Поведут речь и про рабочие тетради. Иные будут так убедительны, что учительницы начнут оправдываться, мол, не их это инициатива, такой учебный комплект, все вопросы к директору…

Между тем вопрос, нужны или не нужны рабочие тетради, будут они использоваться в классе или нет, на обсуждение с родителями вообще ставиться не должен.

***

Идеология современного образовательного госстандарта – системно-деятельностный подход, услышала я на конференции в Институте развития образования Высшей школы экономики. Только лишь учебник не позволяет его реализовать. Именно в рабочих тетрадях подобраны задания для формирования основных компетенций.

На простом языке эта же мысль формулируется так: один из первых учебников русского языка был выпущен в 1863 году. Он и сейчас прекрасное пособие: ещё бы, его автор Лев Толстой! Но не будет и спора о том, что разницу между ним и современным мы увидим сразу. И наш покажется нам точнее.

Любое средство обучения (а учебник – это средство обучения) эволюционирует. И родители не должны ограничивать учителя в выборе средств. Средства обучения должны быть. И должны быть соответствующими времени.

По-прежнему важна дидактическая насыщенность урока.

Ни в одной стране мира без рабочей тетради языки – будь то родной или иностранный – уже не учат. Такой тренировки языковых умений и навыков не получишь ни с каким другим инструментом.

С подобным успехом родители могут начать выносить на голосование и другую тему: не рабочая тетрадь, а учебник – функциональность и целесообразность.

Если эта тема в классе возникает, она раскрывает педагогическую палитру учителя. Либо умеет учитель пользоваться современными инструментами, либо нет.

У учителя, склонного ежегодно учиться, рабочие тетради живые и небесполезные. Директорам школ пора вслух произносить секретное: мои учительницы и сами удивляются, зачем эти рабочие тетради; даже добавляют: «Ну мы­то выросли без них и стали людьми!» Как выдают такие оценки возраст!

Наши дети отстают от зарубежных сверстников.

Настоящий учитель тот, который смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день.

Давать право родителям выбирать, по какой методике учителю обучать детей, – это безосновательная щедрость.

Учитель занимается творческой деятельностью. Она подразумевает разнообразие форм и средств. Наука долго шла к тому, чтобы помочь учителю устроить учебный процесс так, чтобы активизировать все формы и все средства.

Лаборатория школьного учебника появилась в издательстве «Просвещение» аж в 60­е годы. Тогда же, а не вчера вышли первые рабочие тетради.

А давайте наконец научим учителя их использовать! Не сгубим долгие годы педагогических изысканий.

Сплошные собрания мамских комитетов способны погубить и благое педагогическое начинание.

Мотивация ведь не от слова «мать». Педагогика – это наука, которая изучает средства достижения результата. Учителю всегда полезно использовать совокупность средств. Статистики: вот класс, он использовал тетради, достиг того-то, а этот класс не использовал и получилось так – нет. Выяснить, какое из средств привело к достижению цели, невозможно.

Переход от учебника к учебно-методическому комплексу оправдан временем. Педагогическая наука понимает, что это надо делать, но вступают в действия финансовые ограничения.

По идее школа не может обязать родителей купить тетради. Может рекомендовать. И придумать, как поддержать родителей, которым труднее.

Однако цена – опять же не вопрос диалога учителя и родителя.

Вопрос обязательств и распределения ответственности не решён. А важен. Распоряжение правительства обеспечивать бесплатными учебными пособиями всех школяров есть. Если бы на нормативно-правовом уровне это закрепилось, сдвинулось бы остриё проблемы. Но пока школу ставят перед выбором закупать для всех тетради, которые дважды использованы быть не могут, или приобрести микроскопы, которыми можно будет пользоваться многим поколениям.  Всё-таки тетради – это скорее ответственность родителей, для которых хорошо бы разработать и механизмы адресной поддержки.

Стало быть, если ваш учитель настоящий, вопроса, учиться ли детям с тетрадями, он перед классом не поставит. И в цифровую плоскость не уведёт. Да, электронные книги дешевле. Да, нажать пальцем на правильный ответ удобней, чем прорисовать его в тетради, но идея пользоваться тем, что́ удобно ребёнку, порочна. Ребёнок выбирает удобное, не понимая последствий. На то мы и педагоги, чтоб вносить ограничения на эйфорическую деятельность ребёнка. С гаджетами, например.

Майя ИЛЬИНА,
корр. «Впрямь».
Щёлково.

 

Теги школа родители педагогика. учебный год
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.