Повторилось через 32 года

Главная \ Новости \ Повторилось через 32 года
Повторилось через 32 года

Авария случилась на 119-­й секунде полёта.

«После отделения первой ступени произошла авария ракетоносителя, – сказал командир экипажа Алексей Овчинин. – Она привела к тому, что сработала система аварийного спасения. После разделения отсеков выпустился основной парашют и произошла посадка в двадцати километрах от города Жезказгана. Самочувствие экипажа хорошее, жалоб нет. Готовы продолжать работу».

Сергей Крикалёв отметил, что ракета летела относительно небыстро. Космическая скорость достигается через 528 секунд работы ракетного двигателя. Вместо этого он проработал не более двух минут. Набранную скорость пришлось гасить экипажу.

Ракета спускалась вниз по резкой траектории. Но, как сказал Крикалёв, перегрузка составила 6,7 g. Этот показатель даже ниже тех, которые испытывают космонавты на экзаменационных тренировках. Там перегрузка достигает 8 g.

«Во время запуска мы находились на смотровой площадке, – сказал Сергей Крикалёв. – Через мониторы слушали переговоры экипажа с Землёй. После аварии экипаж действовал согласно инструкциям. На протяжении многих лет все наземные службы и космонавты постоянно проходят подготовку к нештатным ситуациям экипажа. Но эти навыки остаются невостребованными. Это расхолаживает. Но, к счастью, всё отработали штатно. Мы слышали спокойный голос командира, ни следа паники. Видимость была хорошая, поэтому наземные службы зафиксировали корабль ещё в момент спуска на парашюте. Подняли авиацию, чтобы установить место приземления. Через 20 – 25 минут к космонавтам уже прибыли спасатели».

Алексей Овчинин рассказал об обстановке на корабле при возникновении нештатной ситуации:

«В нашей документации предписаны действия, которые следует совершить. Мой напарник Ник Хейг на вопросы Земли отвечал хладнокровно, распоряжения выполнял спокойно. Явного чувства страха не было. Мы готовились к посадке. Нам следовало контролировать расстояние до Земли. Но после взведения кресел смотреть в иллюминатор намного сложнее. Ник очень помог: он умудрялся разглядеть в иллюминаторе Землю и сообщал расстояние до неё. Это дало возможность не получить травму при посадке».

Алексей Овчинин отметил, что случившаяся нештатная ситуация была самой трудной в его космической и лётной карьере. В космосе предполагалось совершить эксперимент с 3Д принтером. Аппаратура приземлилась вместе с экипажем, но, как отметил космонавт, она, скорее всего, не сохранилась.

***

Крикалёв рассказал, что первая боевая работа системы спасения была во время полёта экипажа Василия Лазарева и Олега Макарова в 1975 году. Нештатная ситуация возникла при завершении работы второй ступени. Скорость была набрана гораздо выше. Экипаж шёл вниз примерно по такой же траектории, только с гораздо большими перегрузками. Приземлились тогда на границе Советского Союза и Китая.

В следующий раз система аварийного спасения катапультировала космонавтов прямо из стоящей ракеты, потому что на ней начался пожар. Это был экипаж Владимира Титова и Геннадия Стрекалова, 1983 год.

Очень схожая с нынешней авария случилась в 1986 году. Тогда комиссия определила, что причиной падения ракеты стала нештатная работа одного из концевых выключателей, который вовремя не выдал команду. Был разработан целый перечень мер, предотвращавших некорректную работу выключателя.

«И с 1986 года до одинна­дцатого октября таких ситуаций не случалось ни на пилотируемых, ни на беспилотных аппаратах», – сказал Крикалёв. 

Он отметил, что ракета состоит из множества сложных деталей. Километры проводов, сотни, а может быть, тысячи мелких переключателей, блоков логики, которые выдают нужные команды. Работа маленького микропереключателя может повлиять на сохранность всей ракеты.

«Мы привыкли к тому, что техника работает исправно, – сказал Крикалёв. – Но для этого нужно, чтобы не половина, не многие, не большинство, а каждый из этих микровыключателей работал правильно. Поэтому не просто так сотни людей тратят тысячи человеко-часов на подготовку ракеты и космонавтов к полёту».

Сейчас причины случившегося устанавливает специальная комиссия. На производстве, изготавливающем комплектующие ракеты, собрана вся матчасть. Имеются снимки обломков, которые тоже могут помочь разъяснить ситуацию.

***

На начало декабря был запланирован пилотируемый пуск экипажа-дублёра. По существующим правилам после аварии для пуска пилотируемого корабля должен пройти хотя бы один зачётный беспилотный пуск. До декабря планировалось провести целых три беспилотных пуска. Но пока до выяснения причин аварии полёты ракет этого класса приостановлены.

Олеся КОРОЛЁВА,
корр. «Впрямь».
Звёздный городок.

 

Теги Центр подготовки космонавтов Звездный городок ракета Союз авария комиссия.
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.