Почему российские школьники перестают понимать математику?

Главная \ Новости \ Почему российские школьники перестают понимать математику?
Почему российские школьники перестают понимать математику?

Начинать учиться надо за девять лет до ЕГЭ.

Команда физтеховцев-олимпиадников разработала цифровую платформу по измерению уровня обученности школьников. Она работает с большими данными и по выходе рисует прямо-таки географические карты: эта область плохо решает задачи на движение, в этой с трудом осваивают десятичные дроби.

Большие данные – это когда исследовано 904 тысячи работ, поданных 625 тысячами участников. Не спрашивайте, почему работ больше, чем участников, не сердите физтеховцев. Просто один ученик мог пройти две работы. По математике и языку, например. Контролем за уровнем знаний по русскому языку физтеховцы тоже занимаются. Это ж просто.

А физтеховцы нам – о сложностях. «Впрямь» отобрала для своих читателей те, которые наиболее заметны в близстоличном околотке.

Казалось бы, что сложного в решении задачи: «Сколько рельсов потребуется, чтобы проложить участок железной дороги продолжительностью 845 километров при длине рельса 12,5 метра?» Но выборка показывает, что читать текстовую задачу не умеют 65 процентов школьников среднего звена. Именно столько учеников забывают умножить на два число, полученное от деления общей длины железной дороги на длину одного звена. А умножить надо: рельсов-то два. 

Пятиклассники Подмосковья массово затрудняются, когда их просят: «Помогите коту Базилио найти делимое, если делитель 1 000, а частное 10».  Но если школьник не решает эту задачу, как ему перейти к уравнениям? Про системы уравнений физтеховцы вообще молчат. И сподвигают родителей внимательнее относиться к учению детей уже в начальной школе наперекор тому, что в нашу культуру прочно внедрились и считаются показателем образованности четыре репетитора в выпускном классе.

Записать математически «семь целых три тысячных» 80 процентов шестиклассников могут, узнать длину ломаной из отрезков, чей размер представлен дробными числами, тоже, а вот расположить в порядке возрастания, то есть сравнить три десятичных дроби, записанные цифрами, уже не умеют. И таких неумельцев 57 процентов. Но вывод-то прост: детям в принципе тяжело даётся сравнение. Там, где надо было тщательно учиться сравнивать, они писали тест или диктант.

Разработчики методики отмечают: увеличивать число часов математики тем, у кого она не идёт, неполезно. Ведь диаграммы, которые строят физтеховцы, отражают в том числе и то, как влияет количество часов и выбранный учебник на способность понимать математику. Так вот троечнику шестой, седьмой, тем более девятый час математики пользы не приносит. Надо что-то менять внутри самих часов, а не наращивать их количество. Напротив, хорошистам увеличение числа занятий помогает. Из успешного математика таким нехитрым способом ребёнок может превратиться в отличного.

Исследователи отмечают: если 60 процентов детей не могут решить задачу на движение, это не проблема неаттестации школы – это неаттестация целого субъекта, области, края...

Но ведь математическая грамотность – это базовое, основное умение. А хорошо бы в школе развить и сопутствующие. Развить умения, составляющие куб четырёх «К», которым сейчас увлекается педагогический мир, – креативность, кооперацию, коммуникацию и критическое мышление – вообще было бы отлично. Но куда там!

***

Вопрос «Почему российские школьники перестают понимать математику?» возник не сегодня. Олимпиадники – выпускники Физтеха намерены не только огласить его в очередной раз, но и приблизиться к поиску действенного ответа. Для чего создали электронную школу «Знаника». Свои измерения они проводят в сентябре и апреле. Сейчас апрель. Время сотрудничать.

Анна БОЛЬШОВА,
внешт. корр. «Впрямь». 
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.