Князь Владимир не былинный Добрыня Никитич

Главная \ Новости \ Князь Владимир не былинный Добрыня Никитич
Князь Владимир не былинный Добрыня Никитич

Празднование дня Крещения Руси было установлено в 2008 году архиерейским собором Русской Православной Церкви по предложению покойного патриарха Алексия. Выбор дня – двадцать восьмого июля – призван был подчеркнуть единство нашей Церкви, восходящее к Владимирову крещению в водах Днепра.

Поиск точной даты крещения не стоит усилий. Понятно, что одним днём крещение Руси не завершилось. Это был процесс во времени, а не день. И начался он после возращения князя Владимира из Херсонеса с крещения княжеской семьи и приближённых. Последовавшее крещение русичей  происходило не то что не в один день, но даже и не в одном месте, хотя  «Повесть временны́х лет» и сохранила свидетельства о крещении в Почайне – почти исчезнувшей к нашим дням реке возле церкви Ильи Пророка-на-Подоле в Киеве.  Можно смело предполагать, что ручей Крещатик, на месте которого и чьим именем названа главная улица Киева, тоже был местом крещения людей, и длилось действо до окончания того лета. Всё это условно и символично. Теперь календарная дата Крещения Руси справедливо соединена с подвигом жизни князя Владимира, выразившимся в преодолении себя, своего греховного естества. Отмечать день Крещения Руси в день, когда святой князь Владимир отошёл в вечность, в день его памяти – одно из самых правильных соборных решений.

***

На глазах ныне живущих пройден большой путь от восприятия князя Владимира в качестве былинного персонажа типа Добрыни Никитича до признания его роли в деле основания многих государств исторической Руси. У народов Руси, как ни крути лукавый общественным сознанием, есть отец­основатель. Он снискал достойное место не только в церковном, но и в гражданском сознании. Князь Владимир – фигура достойная и для нравственного почитания, и для политического ориентира. Его служение установлению государственности на вверенных ему территориях неоспоримо.

Либералы не устают нарабатывать знание, что Россия якобы сделала европейский выбор, когда Пётр Первый поехал в Голландию. Это неточно. Подлинный европейский выбор, выбор в пользу христианских цивилизаций, мы сделали в момент Крещения Руси. Последующие столетия подтвердили этот выбор созидательными трудами верующих. Настоящий выбор князя Владимира – это христианский выбор, который ставится под сомнение в ходе современного развития европейской цивилизации.

Поскольку празднование дня Крещения Руси установилось недавно, традиций вкруг него ещё не установилось. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл придумал было установить одну: всегда быть в этот день в Киеве, служить близ Почайны и Крещатика. Но внецерковные силы прижиться этой традиции мешают. Раскол на Украине вводит в грех уныния многие православные души.

Накануне светлого дня памяти святого князя Владимира появилась новость, что из Константинополя в Киев хотят привезти мощи апостола Андрея Первозванного. Привезти в ПЦУ: православную церковь Украины, созданную не так давно в нарушение канонов, видимо, это символический жест, который должен связать христианство на Руси с памятью об апостоле Андрее. Мы, безусловно, чтим его, провозвестника христианства, как о нём говорит нам «Повесть временны́х лет». Но прошла тысяча лет. Множество исторических бурь пронеслось над той территорией, на которой апостол Андрей провозвестил христианство. И только спустя тысячу лет трудами князя Владимира оно по-настоящему утвердилось. Благодаря князю Владимиру создание христианской культуры и государственности стало необратимым. Дата начала бытия Руси отсчитывается всё же от Владимировых деяний. Русь стала такой, какой мы знаем её, благодаря историческому выбору святого Владимира.

***

Мы чтим, уважаем святую Константинопольскую церковь, которая наша мать, которая нас родила в купели крещения, к каноническому ведению которой Русская Церковь относилась на протяжении нескольких веков. И эта наша благодарность и почтение никогда не прекратятся. Нам больно то, что́ произошло сейчас, в веке двадцать первом. Когда настала пора испытаний (а настала она в начале века двадцатого, когда против Церкви разразились гонения), нам было больно, что представители нашей матери-церкви не защитили нашу Церковь и её единство, а пытались ассоциировать себя с раскольниками, которые были отвергнуты церковным народом. Нам больно вспоминать: когда наша страна (сначала Россия, потом Советский Союз) разделилась, некоторые представители Константинопольской церкви стали стараться оторвать куски от тела Русской Церкви. Мы долго не поминали, что́ творилось в 20­е годы, не поминали о за­игрываниях с живоцерковниками. Но сейчас кажется, что всё это было частью некоей продуманной деятельности, направленной на то, чтобы урезать, ослабить, обессилить разросшуюся дочку. К святителю Иоанну Богослову у нас нет никаких вопросов. Мы чтим память его, иных святых и благоговейно почитаем святую Константинопольскую церковь, которой обязаны началом нашего христианского пути. Но настала пора ей узнать: если мы что-то не поминаем, – это не значит, что мы этого не помним.

Но что же получается?

Вероятно, в Константинополе не знают, когда обещают привезти на Украину мощи апостола Андрея, что в Киево-Печерской лавре хранится часть его святых мощей. И часть – в Одессе. А бо́льшая часть хранится под спудом в главных соборах Италии и Греции. Поэтому что́ привезут зазывкой из Константинополя, для многих верующих остаётся загадкой. Видимо, политическая акция требует и таких жертв.

Объявлено, что в Киев приедут на праздник гости из Константинопольского патриархата. И может возникнуть неудобная ситуация сопоставления численности молящихся.

Украинская Православная Церковь, как обычно, накануне праздника, двадцать седьмого июля, проводит торжественный молебен князю Владимиру на Владимирской горке и крестный ход до Киево­Печерской лавры. А двадцать восьмого июля своё шествие из Владимирского собора на Владимирскую горку проведут представители так называемой православной церкви Украины (ПЦУ). Владимирский собор остаётся резиденцией почётного патриарха Филарета, который не удовлетворился этой «почётной» ролью и воссоздал киевский патриархат. С кем будут представители Константинополя, где пройдёт главная литургия новосозданной церкви, трудно сказать. Чтобы решить проблему явного преобладания молящихся Православной Церкви перед той, которая была искусственно создана из раскольников, и привозятся святыни.

***

Однако за три месяца ни один приход Украины не присоединился к раскольнической ПЦУ.

Массовое присоединение приходов, о котором трубил телевизор, проходило под мощным политическим давлением спецслужб Украины. Избранная тактика не принесла Порошенко предполагаемого успеха. Многие осознали, что томас не принёс обещанной свободы, переходить в новосозданную церковь незачем.

И вот начинается робкий процесс возвращения обратно. Вернулась Успенская церковь села Морозовки. Настоятель и прихожане принесли покаяние.

Как только давление со стороны власти прекратилось, завял весь процесс пэцэузации христиан. Но об этом телевизор что-то не особенно рассказывает.

На Западной Украине тиражируют миф, что Владимир принимал Крещение от Рима. Но даже на националистическом западе Украины память о Владимире жива.

Позиция Греко-католической церкви огорчительна, потому что она в условиях гражданского конфликта не миротворческая. Она ассоциирует себя с одной из сторон этого конфликта и вместо миротворческого служения усугубляет внутренне разделение украинского общества.

Единая Православная Церковь не может не быть открытой к многообразию форм своего служения и деятельности. Она потому и сохраняет своё единство, что не требует полного едино­образия для всех. Богослужения приходов Русской Православной Церкви совершаются на многих языках. Она не осуждает иные формы церковного устройства в разных странах (экзархаты, митрополии, саморегулируемые церкви). Форма их взаимодействия со Священным Синодом во главе с патриархом в Москве различна. Благодаря этой гибкости подхода в условиях, когда наша Церковь стала существовать на территории многих независимых государств, она и сохраняет свою целостность в единстве. Её отличает ответственное отношение к разным мнениям, которые в Церкви на законных основаниях существуют. Русская Церковь – один из блестящих образцов единства.

***

Внешней формой проявления единения у православных стала традиция крестных ходов. Двадцать восьмого июля богослужение в Успенском соборе Московского Кремля и крестный ход к памятнику князю Владимиру возглавит патриарх. На Боровицком холме с тех недавних пор, как воздвигли памятник, теперь всё время люди…

Почему важен крестный ход даже там, где нет надобности защищать свою веру? Что это за явление – крестный ход? Крестный ход выражает соборность. Под сводами храма всё же ограниченное количество людей может собраться. А крестный ход объединяет приходы, города. На Украине крестный ход – зримое выражение православия. Как ни подтасовывай статистику, что Православная Церковь в меньшинстве, крестный ход всё покажет.

Историческая родина христианских процессий – Иерусалим. Идея богослужения и молитвы на ходу возникла из того, что в определённые праздники молящиеся переходили от одной святыни к другой в этом священном для всех христиан городе, где происходили основные события евангельской истории. И это стало общехристианской практикой, выражающей динамический аспект Церкви. Богослужение на ходу выражает присущее Церкви миссионерство. Оно свидетельство о хранимых Церковью святынях перед окружающим миром. Церковь странствующая, Церковь на пути к вечному миру и царствованию.

Достанется ли увидеть примирение нам в земной жизни, неважно. Важно послужить его наступлению.

Записала
Майя ИЛЬИНА,
корр. «Впрямь».
Москва.
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.