Фонтанно­гусарский, семейный

Главная \ Новости \ Фонтанно­гусарский, семейный
Фонтанно­гусарский, семейный

По улицам города дефилировали гусары и дамы в шляпах и кринолинах, пастухи и пастушки, барышни и крестьянки… На площади в сквере Пушкина – звуки вальса, танцы, томное обмахивание веером. В парке – реконструкторы обустраивают средневековые лагеря и площадки с оружием времён Великой Отечественной войны. Причём «немцы» и «итальянцы» чувствуют себя вольготно, ни капли не смущаясь соседством «советских солдат».

На Парковой появляется внушительная делегация: глава Щёлковского района Алексей Валов, заместитель председателя правительства Московской области Александр Костомаров, председатель Совета депутатов Щёлковского района Надежда Суровцева, депутат Московской областной Думы Владимир Шапкин, глава городского поселения Щёлково Рушан Махмутов, благочинный церквей Щёлковского округа протоиерей Андрей Ковальчук, имам щёлковской мечети Ринат Сайфутдинов, представители городских и сельских поселений района. Идут открывать Пушкинский сквер.

Панорама_без_названия2слепленнаяКостомаров зачитал поздравительный адрес от губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва. Валов поблагодарил всех, кто пришёл на праздник. А затем по традиции плеснул на сухую решётку нового фонтана воды из хрустального рога – и забили освежающие струи.

Изнанка фонтана

С фонтаном я познакомилась ещё накануне его официального открытия. Когда сотрудники генподрядчика – компании «Гранд» и «Щёлково.net» – проверяли все настройки, работу клапанов, сети вай-фай и видеосистемы «безопасный регион». Можно было заказать музыку прямо с телефона! Фонтан бил в такт то классическим, то джазовым мелодиям, то подыгрывал популярным исполнителям.

«Всё будет красиво, – говорил представитель компании «Гранд» Грачя Мурадян. – Утром ещё скамейки установим. А без этих столбиков нельзя, это вентиляция подвального помещения. Хотите посмотреть?»

Так я поТак-выглядит-наш-фонтан-изнутрипала в подземный пункт управления фонтаном.

«Это водяные насосы, это тумблеры – электронное управление, – проводил экскурсию Мурадян. – Всё налажено, хорошо работает. Вот фильтры поставили. Когда воду только подали, она была аж коричневого цвета, но у нас тут везде трубы хорошие, новые, воду спустили, отфильтровали, струи будут чистые и прозрачные». 

Без потерь и кровопролития

Отправляюсь в историческое путешествие по Парковой в сторону площади Ленина. Вот небольшой женский будуар – тут показывают наряды эпохи модерна, сшитые в ателье винтажной моды «Машинка времени». Натуральные ткани, антикварные кружева… Так и хочется примерить!

Рядом – лучный и пистольный тир. А напротив музыкальной школы малышня облепила стол с домрами, гуслями и рожками. Тут же – шахматный турнир, только доска немного странная и фигуры расставлены сразу на четверых.

«Нам показалось, что очень полезно будет узнать, как проводили досуг наши предки, – рассказывает руководитель творческого объединения «Московия» Виталий Егоров. – Многие считают, что они жили в деревнях, грязные, отсталые… Но все современные технологии по-хорошему идут из древности. А игры позволяют ребёнку развиваться вПросто-понравился-размер))-копия разных областях, чтобы быть максимально готовым к разным трудностям. Например, тавлеи – это блиц-игра с удивительными возможностями, где нужно максимально быстро принять решение. Шахматы «четыре сезона» – первая всемирная игра, первый подход к тактической игре против нескольких противников, первые коалиции, союзы, предательства, политика – и всё на столе, без потерь, без кровопролития, без травм, без обид. Или вот суперкрестики-нолики – «девять пляшущих мужчин». Тут только логика, только осо­знание будущности хода. Ты должен думать на несколько шагов вперёд, это очень полезно – просчитывать результат. Вот игра вальда. Казалось бы, что сложного в том, чтобы поставить пирамидку, а это ведь ощущение целостности, баланса, самоконтроля.

А музыкальные инструменты – в них тоже история страны! Некоторые сейчас даже неизвестны. Как выглядит балалайка: подходили тут, спрашивали, что это такое. А ведь во второй половине XIX века император приказал награждать этим инструментом солдат, отличившихся на службе. Офицерам дарили оружие, а низшим чинам – балалайки. И вот возвращался такой служивый, лет 45­-ти, и на балалаечке выдавалСвязисты-по-жизни-и-связисты-реконструкторы,-аппараты-исторические-работающие… У нас есть такой инструмент, называется гудок. Все думают: оттого что гудеть губами. А на самом деле это смычковый инструмент. Вот вологодский рожок – чтобы пасти коров. И большой рог – для подачи сигналов. Его слышно на километры: и если мне нужно предупредить об опасности, я бегу на холм, ту­ту – даю три зелёных свистка. Тогда ведь телефонов-то не было!»

Голос из прошлого

А на Парковой телефонов – в изобилии. И всё старинные, действующие. Их демонстрируют связисты в реальной жизни и реконструкторы аппаратов связи Алексей Ступаков и Алексей Иванов.

– Мы из Москвы и Красноармейска, – поясняет Ступаков. – А  объединила нас любовь к военной связи.

– Показываем телефоны выпуска 1915, 1916 годов, есть французский телеграфный аппарат, который пережил первую мировую войну. Всё действует. Да можете сами поговорить: крутим ручку, даём вызов – алло!

– Очень плохо слышно, – отвечаю. 

– Голос из прошлого!

Из прошлого и музыка – характерное похрипывание старых пластинок. Патефоны 30 – 40­-х годов из личных коллекций. И обязательно – набор игл звукоснимателя.

– Сейчас таких не делают, – говорит представитель клуба «Гарнизон-А» Олег Шухат. – Так что нужно беречь. Да и пластинки со временем портятся, успевайте слушать.

Записки с вокзала

Реконструкторы клуба «Компания «Северный вокзал» открыли на Парковой телеграф.

– Я начальник станции, – представляется реконструктор Денис Морозов. – А это телеграфистка. У нас представлены исторические мундиры, но дама – в обычном платье, потому что в то время женщины только начинали работать, первую униформу для них придумали в 1837 году. А вот флажки: жёлтый, зелёный и красный. С их помощью давали сигнал машинисту: стоять или отправляться. Сначала использовали красный и зелёный, но его потом заменили на жёлтый, который лучше виден в темноте. Тут один из этапов игры-квеста: участники пишут своим близким телеграммы, а мы учим, как правильно это делать.

– Чтобы участвовать в игре, надо заполнить специальные карточки, – объясняет условия заведующая районной библиотекой семейного чтения Татьяна Иванова. – Отвечаете на пять вопросов по истории – получаете приз, за большее количество – сертификат и сувенир на память. Ну а мы представляем эпоху 1914 года, первой мировой. Тут можно купить книги для детей, посмотреть издания из нашего фонда.

Из истории экспонатов

О первой мировой войне рассказывают и экспонаты полевого госпиталя. Заправляет тут доктор с лихо закрученными усами из военно-исторического клуба «Лекарь» Владимир Носорев, в реальной жизни молодой врач.

– Да, вот эти пули доставали из бойцов, – рассказывает он. – А это редкие довоенные образцы медицинского оборудования. Кру́жки Эсмарха, например, использовали и для внутривенного вливания. А вот этот садовый нож применялся для обрезки деревьев, кустарников, а также в годы первой и второй мировой – для разрезания шинели и сапог раненых бойцов. А это жемчужина, в России таких не очень много, – немецкая санитарная фляга. Она в фетре, который зимой сохранял тепло, а в жару его обильно смачивали водой, чтобы охлаждать Патефоны---есть-рассказ-про-них,-впервые-на-душоновских-копиясодержимое. А карман этой санитарной сумки был рассчитан на то, чтобы в него помещался фонарик, дабы ночью на поле разыскивать раненых. Поначалу так и было, но потом противник стал стрелять по фонарям, причём, к моему великому сожалению, первыми делать это начали наши.

Интереснейшую историю одного из экспонатов рассказал и коллекционер Дмитрий Ильин, представивший на «Душоновских манёврах» площадку, посвящённую оте­чественному автомобилестроению 30 – 40-­х годов.

– Эта «Полуторка» – «ГАЗ­ММ» выпуска 1940 года – хорошо сохранилась благодаря предыдущему владельцу Пал Палычу Чудецкому, – говорит Ильин. – Очень хороший мужик был. Он получил её новой в 1941 году, потом ушёл добровольцем на фронт, в сорок пятом расписался на рейхстаге и вернулся в родной колхоз в Костромской области. Дорос до бригадира, а затем стал и председателем. Когда в 60­е годы Хрущёв боролся со сталинским наследием, всё старьё пытались куда-то отправить. Павлу стало жаль машину, и он перевёл её из колхозного сарая в свой. Там она стояла до двухтысячного года, пока жена не возмутилась, что рухлядь под крышей, а дрова мокнут. Он машину поставил в огороде, там-то её и увидели мои знакомые. Я поехал и купил её по цене нового «УАЗа», в те годы это было очень круто. Сомневался, но мне друг сказал: деньги потратишь, а машина останется, будет радовать. Она не только радует, но и работает, снимается в огромном количестве проектов. Посмотрите фильм «Ладога – дорога жизни». Там красивые натурные съёмки, и на морозе, по льду озера – вот она, с первого до последнего кадра. А видите: самоварная ручка на двери. Казалось бы, неоригинальный элемент, который требуется заменить. Но дедушка сказал, что это ещё с новой машины несознательные шофёры ручку стянули и он подобрал и поставил сюда краник. Этот штрих – особенность именно этой машины.

Впервые на Душоновских

Так я потихоньку добралась до площади, где одурительно пахло выпечкой и сверкал на солнце огромных размеров самовар. Ещё с десяток поменьше были представлены в экспозиции музея «Вятский самовар», его сотрудники впервые приехали на «Душоновские манёвры». Рядом расположился давний друг фестиваля: музей ложек из Владимира.

А ещё одни новички – «Хлебная горница» из Мурома – не только рассказывали, но и показывали, как наши предки пекли хлеб и раскрашивали пряники. Мастер-класс привлёк множество детей.

– Пряники печём на меду, – вовлекает меня в свою историю экскурсовод Наталья Чернышова. – Добавляем имбирь, корицу, гвоздику и душистый перец. У нас в музее есть небольшая пекарня, так что работаем по старинным рецептам. Хотя той муки и воды, конечно, уже нет. А к царскому столу калачи заказывали именно в Муроме: считалось, что невская вода слишком груба для такого лакомства. Ведь долгое время говорили: «Кяхтинский чай да муромский калач – полдничает богач». Вы приезжайте к нам, сами увидите!

Английский вальс и аглицкая скука

День клонится к вечеру, а я ещё в парке не была! Возвращаюсь мимо кукольного театра, уворачиваюсь по пути от игроков в городки… И слышу звуки вальса.

– В классическом фильме Наташа Ростова и Андрей Болконский кружат в вихре танца, но на самом деле тогда так не танцевали, – рассказывает собравшимся у фонтана руководитель творческого объединения «Александрин» Фёдор Заборсин. – Андрей Болконский должен был танцевать контрданс. И мы вам покажем такой контрданс – это кембриджский вальс 1811 года, никакого отношения к современному вальсу не имеющий. Неспешная музыка, неторопливые движения пар… Сейчас вы увидите, что такое €аглицкая скука...

Заборсин первым внятно объяснил мне, что́ означает реконструкция: «Это материализация имеющихся исторических знаний, навыков и умений. Я не просто изучаю материал, а должен ездить верхом, уметь ковать лошадей, танцевать мазурку. И с какой стороны подходить к сеновалу с дамой, гусар тоже должен знать!»

В это время материализацию своих исторических знаний демонстрировали давние участники фестиваля: реконструкторы объединений «Пятый кирасирский полк» и «Пешие гренадёры старой гвардии». Они привезли свечной заводик, открыли сапожную мастерскую, цирюльню, маркитанскую лавку…

– Вот эту кузню на колёсах мы сделали по чертежам, которые нам достали в запасниках одного из французских музеев, – рассказывает Илья Туровский. – Такой даже в Европе нет!

– А обувь в те времена отличалась лишь по размерам, – показывает мне солдатскую туфлю Сергей Богдан. – То есть не было разделения левая-правая, каждый разнашивал под себя. И не считалось мародёрством, когда маркитантки ходили по полю и снимали с убитых не только обувь, но и всё ценное. Недаром ведь на картинах убитые на поле боя солдаты часто изображались лежащими в одном исподнем белье.

Наш разговор прервали звуки выстрелов.

Оружие для дружбы

В парке разворачивалось сражение времён Великой Отечественной войны. Немцам, которые неспешно прогуливались среди деревьев, и их союзникам итальянцам всё-таки наваляли в соответствии с исторической действительностью.

После боя, кажется, всё мужское население Щёлкова ринулось учить матчасть и тренироваться в стрельбе.

– Это пулемёт «МГ-­42», 1942 года выпуска, так называемая «пила Гитлера», у этого оружия очень большая скорострельность, и по итогам это лучший пулемёт второй мировой войны, – говорит Валерий Мыльников из военно-исторического клуба «Служивый» (город Пушкино). – А вон танки, которые раньше на «Мосфильме» снимали в массовых сценах. Сейчас они как бы не у дел, пылятся на складах, а я их восстанавливаю. Посмотрите в прицел: как настоящий.

Как настоящие и медали на груди реконструкторов. Но это даже не копии исторических наград: оказывается, за участие в самых знаковых фестивалях выдают собственные знаки отличия.

– А почему у вас в лагере икона? – спрашиваю у реконструкторов из московского клуба «Вперёд, Италия!».

– Это копия иконы «Донской Мадонны», – говорит Алексей Фёдоров. – В январе 1943 года, отступая с Дона, итальянские солдаты забрали её в одной из изб. С этой иконой они вышли из окружения и вернулись в Италию и считали, что она спасла их. Её стали почитать, образ хранится в Италии, в отдельном соборе. Мы впервые приехали на «Душоновские манёвры» и придумали организовать «Мост дружбы». В течение дня дети писали в нашем лагере письма в Италию, оставляли свои электронные адреса. Мы переведём их на английский и итальянский языки и отправим нашим коллегам-реконструкторам. Надеюсь, послания не останутся без ответа.

Немцы в парке тоже оказались дружелюбными. «У нас во время реконструкции нету никакой ненависти, врага кто-то ведь должен представлять», – рассказывает руководитель клуба «Сводная кампфгруппа «Ritter» Георгий Сазонов.

– А вот мой дед не одобрял того, что ношу немецкую форму, – включился в разговор отец Георгия Андрей Сазонов. – Дед, Агарков Василий Дмитриевич, воевал от первого до последнего дня. Двенадцатого мая бомбил последнюю немецкую группировку. Был штурманом 258-­й бомбардировочной. Кавалер ордена Ленина, трёх орденов Отечественной войны, Красной Звезды… Умер в 2012 году. Я ребёнком ходил с ним на Красную площадь, на парад. Его друзья рассказывали, а я слушал. Про войну, кстати подчреконструкция-вов-в-парке,-стрелялиеркнуть, очень мало говорили. Больше вспоминали и оплакивали своих друзей, товарищей.

– А тут, на реконструкции, наша задача – создать образ сильного врага, показать, как это было страшно: воевать против сильнейшей армии мира, какой в 1941 году была немецкая армия. Но мы победили, ценой огромных потерь, – подытоживает Георгий.

Я ещё какое-то время брожу парком, наблюдаю битвы на мечах в лагере дружины «Серебряный волк», смотрю, как современные рукодельницы обучаются мастерству штамповки ткани и тиснения на коже…

Фонтан тем временем разукрашивается в разные цвета. Крики и шум на площади утихают лишь к полуночи. А впереди – второй день празднований.

Наталья ДРУЖИНИНА,
корр. «Впрямь».
Щёлково.
25 августа 2018.
Теги Щёлково День района Душоновские манёвры. Щёлковский район
Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.