Дальше, чем около

Главная \ Новости \ Дальше, чем около
Дальше, чем около

Щёлковский молодёжный парламент двадцать восьмого марта собрал круглый стол. Говорили об алкоголизме, курении, наркомании среди молодёжи; о возможности найти работу и организовать досуг.

Пригласили к обсуждению взрослых, наделённых полномочиями решать проблемы детей: работников администрации, полиции и молодёжных центров, участников волонтёрских движений и членов Общественной палаты.

Хотели искать способы бороться с зависимостью, но времени хватило только на то, чтобы обсудить её причины.

Юные парламентёры выступали аргументированно: провели исследование, подготовили презентацию его результатов, доклады – краткие и деловые, с обоснованными выводами и конкретными предложениями.

Пока найдёшь – проще плюнуть

Всё свелось к занятости: наполненный досуг сильно уменьшает опасность впасть в зависимость от алкоголя или наркотиков. А щёлковской молодёжи, как выяснилось, заняться нечем и негде.

«Занятость – главная проблема. Зависимостям подвержены именно незанятые подростки. Они проводят свободное время, мотаясь между кафе, торговыми центрами и подъездом. Ни о кружках, ни о трудоустройстве они не могут найти информации», – сказала ученица десятого класса Огудневской средней школы Вероника Халилова.

Убедиться в правоте её слов легко. Если озадачить Интернет поиском кружков для подростков в Щёлкове, найти желаемое удастся часа через два или три блужданий по ссылкам на что угодно: от английского для младенцев до продажи спортинвентаря. Даже на третьей странице поиска не ждите заветной строки «Приходи, соберём радиоприёмник, потанцуем, сыграем в шашки». Разве что на пятой.

«Городу нужен поисковой ресурс!» – заявили подростки. Работники молодёжных центров им ответили: «У нас есть группы в соцсетях».

К сведению, в Щёлкове примерно 25 тысяч молодых людей. На группы молодёжных центров Щёлкова подписано примерно две тысячи человек. Судя по фото, многие явно старше 18­-ти, а то и 25 лет. Страницы молодёжного медиа-центра или клуба «Ровесник» в сети «В контакте», может, и дают некоторую информацию, но увлечь школьника вряд ли могут. Официальные сайты этих организаций надо ещё постараться отыскать. Как подметила Анастасия Азоркина из средней школы № 10, пока донажимаешься до нужной кнопочки, быстрее плюнуть и бросить поиск. «Если уж использовать соцсеть, то привлекать надо популярных у молодёжи людей, – предложила Анастасия, – например, молодых преподавателей танца. У них тысячи подписчиков: один пост на стене у такого человека – и подписчиков станет много у того же “Навигатора”».

Неуют «второго дома»

«Именно в школе каждый должен найти занятие по душе, – сказала девятиклассница средней школы № 17 Мария Киселёва. – Там, где подросток проводит бо́льшую часть своего времени, он должен иметь возможность заниматься любимым делом. Школьники интересуются много чем. А современная школа, учителя и оснащённость не отвечают этим интересам. Педагоги-организаторы не создают условий. Если их мотивировать организовать кружки и секции той тематики, которые интересны детям, школьники будут всё своё время проводить в школе. В стенах школы будет организован досуг ребёнка. Школа на деле станет вторым домом. Проблема занятости детей решится. Они будут социализироваться среди друзей. Необходимо ввести практику опроса учеников, чтобы выяснить их предпочтения. И по результатам организовать в школах кружки и секции».

Председатель Щёлковского Совета депутатов Надежда Суровцева идею Киселёвой поддержала: коль скоро у нас есть интернет-опросы по поводу ремонта дорог и благоустройства парков, то и школе не грех ввести такую практику. И удовлетворять нужды учащихся. Исходя, конечно, из финансовых и кадровых возможностей. Если, например, дети хотят конструировать роботов, то это вряд ли получится, ибо затратно. А если в волейбол играть, то директор расшибись, но найди тренера.

Секции волейбола или баскетбола работают во многих школах. Есть отремонтированные спортзалы. С недавнего времени, рассказали члены молодёжного парламента, появилось ещё и такое новшество: в фойе каждой школы лежит информационный листок жёлтого цвета, который сообщает, на чьё имя и как родители ученика могут написать заявление, чтобы в определённые часы ребенка пускали заниматься в спортзале. Остаётся этот листок найти и получить ключи от зала в ответ на свою просьбу. Вице-президент волонтёрской организации «Дорога добра» Алина Гриценко свидетельствует, что это непросто: «Когда появились эти листочки и где их можно увидеть? Я тренер по физической культуре, я готова сама пойти и написать такую заявку. Мы уже пробовали, ходили, просили: дайте с группой детей позаниматься. Мы сами покупаем детям спортивную форму, потому что им подчас не на что её приобрести. Приходим в школы, а нас не пускают: то у них ламинат новый, им его жалко, то ещё какие-то отговорки».

В некоторых щёлковских школах учеников запрещено выпускать на улицу в течение учебного дня. Тёплым майским днём большую перемену нельзя провести на улице, на школьной спортплощадке. После семи или восьми вечера, когда уроки кончились и школа закрыта, тоже невозможно.

Причиной тому не новый ламинат, а, как ни странно, забота о здоровье детей: ведь бегают на улицу, чтобы покурить. «И ведь недобросовестные охранники иногда выпускают!» – возмущалась Вероника Халилова. На контраргумент, что те, кого не выпускают, курят в туалете, все возразили: там же датчики! Но согласились тут же, что датчики не помеха, и да, курят-таки. Куратор молодёжного парламента Антон Быковский сослался на практику московских школ: замечен ученик в курении – родитель приговаривается к общественным работам в школе: например, моет пол в спортзале. Привлечь к мытью второго дома курильщика-недоросля отчего-то по закону нельзя. Давать деньги на кафе и сигареты можно, трудо­устраивать на лето можно, а полы драить, как суворовец Трофимов драил за опоздание, нельзя.

Никогда такого не было?

А пока в школах проводят медицинские обследования на предмет присутствия в организме подростков наркотических веществ. Об этом рассказала методистка комитета по образованию Елена Марковкина. Раз в год школьники с согласия родителей проходят социально-психологические тесты и сдают анализы. Суровцева и врач-нарколог Сергей Петров недоумевали, почему родители отказываются от обследования ребёнка. Ведь это же бесплатно и не надо никуда ходить. «В ПТУ и колледжах вообще нельзя не прийти на тестирование. У них стопроцентный охват при тестировании», – сказала начальница отдела территориальной безопасности администрации городского округа Щёлково Елена Филатова. Петров сослался на опыт западных стран, где тест на наркотики делается в рамках обязательной диспансеризации. «В любой семье, необязательно только в неблагополучной, бывают так называемые латентные периоды, когда родители не видят, чем занимается ребёнок. Это почти неизбежно. Почему бы не воспользоваться возможностью бесплатной проверки?» – сказал Сергей Георгиевич.

«А у нас ни разу такого не было», – констатировала Азоркина, у которой такое должно было быть уже как минимум дважды. Взрослые стали предполагать, что, видимо, родители не давали согласия, вот и не было. «Я сама мать, и бланка такого согласия никогда в глаза не видела», – удивилась директор клуба «Ровесник» Светлана Гришкина.

Может быть, потому, что многим родителям известна технология сбора материалов для анализа в школьном туалете. Или потому, что мало кто из родителей видел результаты психологического теста, пройденного ребёнком. А ещё потому, что нет уверенности в сохранности персональных данных, в том, что результаты тестирования не будут использованы против подростка работниками образовательного учреждения.

Посыл «умри!»

«Многие родители не понимают…» – проскользнуло в отчёте старшего инспектора УВД «Щёлковское» майора полиции Ольги Ткачёвой. А родителей-то на круглый стол и не позвали.

Надежда Суровцева уверена, что непонимание со стороны родителей – результат плохой с ними работы: «Как подготовка к школе нужна не столько детям, сколько родителям будущих первоклассников, так и для предупреждения алкоголизма или наркомании требуется подготовка родителей. Может быть, ввести обязательные родительские тренинги уже в детских садах. Не проводя работу с родителями, мы теряем большую часть аудитории. Как вы докажете ребёнку, что мать делает что-то плохое? Для него, если она курит, и есть хорошо».

О необходимости ранней профилактики говорил и Сергей Петров: «Подростки считают себя бессмертными: они будут жить вечно и умрут красиво. Первичная профилактика проводится позже лет на пять или семь, чем должна. В 16 лет она уже вторична, а то и третична. Чтобы у человека сформировалась определённая модель поведения, программа образа жизни, профилактику, пропаганду надо начинать проводить в пять, в шесть лет. Поведение родителей – пример для ребёнка. Равнодушие взрослых маленькие дети воспринимают как подсознательный посыл: “Умри!”. Они считают себя ненужными. Есть много интересных программ вторичной профилактики. Но они направлены скорее на то, чтобы избежать привыкания и последствий наркотиков и алкоголя».

Для проведения любой профилактической работы нужны специалисты.

«Мы хотим хорошего педагога-психолога в школе. Такого, в котором увидим друга, человека, к кому можно прийти с любой проблемой. К родителям так не придёшь. А друзья, даже если и поймут, помочь не смогут», – в один голос говорили школьники, выражая чаяния не только членов молодёжного парламента.

Суровцева посетовала: «На школьных психологов повесили всё: от профориентации до девиантников. Они уже не знают, куда бежать».

Видимо, многие школьные психологи знают куда, потому что некоторые из них детей в глаза не видели. Так обстоит дело в Огудневской средней школе: профориентирующего предмета, называемого электив, в этой школе нет, и психолог не стремится узнать учеников школы ближе.

Так вот чего им не хватает!

Обсуждение вопроса о проф­ориентации, о трудоустройстве подростков во время каникул привело участников круглого стола к такому же тупиковому ответу: центры, предлагающие школьникам работу летом, есть, но мало кто о них знает. Разве что в учительских можно увидеть листочки с контактами «Ровесника» и «Ступеней». Но клуб «Ровесник» приглашает школьников раз в месяц: за день надо успеть прийти с нужными документами, выбрать приглянувшуюся вакансию и устроиться на работу ровно на месяц. Не смог прийти в мае, жди конца июня. Крупные предприятия Щёлкова устраивать подростков на работу не хотят. А мелкие охотно идут на сотрудничество. Да много ли туда пристроишь?

По словам директора «Ровесника», клуб делает всё возможное, чтобы подростки могли проводить в нём досуг. Средств мало, помещение небольшое. Работники молодёжного центра «Навигатор» пожаловались, что их-то помещение уже и ремонту не подлежит, хорошо бы приискать новое. Суровцева сказала, что всё решает область и что она сама готова всеми средствами убеждать областное начальство выделить деньги на молодёжь.

Куда вложить деньги, она тоже знает: надо открыть антикафе. Старшеклассникам и студентам колледжей, по словам Суровцевой, такого типа площадки как раз не хватает. «Мы уже обсуждали это в администрации, уже присмотрели место, – сказала она. – Мне ребята из “Молодой гвардии” разработали бизнес-план. Они просят пространства для себя, для безопасного времяпрепровождения без взаимодействия с внешним негативом. Это тоже внесите в резолюцию».

Больше «столов»

Резолюция круглого стола получилась такая: нужны ещё столы, побольше; расширенные совещания по трудоустройству. Нужно приглашать к разговору и работодателей, и психологов, и родителей. Об антикафе парламент призадумался, но пока никто не понял целесообразности его открытия.

«Самый сплочённый и доступный кружок по интересам организуют дети, стоящие на учёте в полиции», – сказала Алина Гриценко, когда все уже расходились. Другим таким же сплочённым кружком выглядели в её рассказе ответственные за досуг молодёжи лица: в какие бы двери ни стучались волонтёры её организации, те едва­-едва приоткрываются со скрипом.

«Нельзя считать проблему полностью решённой», – сказала Вероника Халилова. Оптимистично сказала. Пока проблема – вокруг, а решение её – дальше, чем около.

Галина ДОВЖЕНКО,
корр. «Впрямь.
Щёлково.

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.