Тросы ответственности перетёрлись

Главная \ Редакция \ Юлия ВИДЯПИНА \ Статьи Юлии ВИДЯПИНОЙ \ Тросы ответственности перетёрлись
« Назад

Тросы ответственности перетёрлись 19.08.2019 14:50

Жильцы двух шестнадцатиэтажных домов в Щёлкове-7 остались без лифтов на неопределённое время.

Дом № 23 улицы Неделина построили в 2008 году. Четыре его подъезда оборудовали восемью лифтами: пассажирским и грузовым. Лифты оказались экспериментальными. Произвели их на заводе «Мэл». В 2009 году, как говорят, модель сняли с производства, а линию по выпуску запчастей для них закрыли.

«В щитах управления этими лифтами горят основные платы, – сообщает Виктор Душаналиев, главный инженер управляющей компании «Альтернатива», обслуживающей дом. – Просто взрываются по непонятным причинам. Горят тормозные платы, после чего лифт едет без остановки, пока не упадёт на специальные ловители. Перетираются тросы. Их необходимо менять. Горят частотные преобразователи. Двигатели на каждой лебёдке меняем примерно раз в полгода».

Запчастей для ремонта лифтов, сетует главный инженер, днём с огнём не сыскать. Лифты приходилось ремонтировать почти каждый месяц. Грузовой лифт в первом подъезде дома № 23 простаивал два с половиной месяца, потому что нигде нельзя было найти на него запчастей. Запросы приходилось отправлять по всей стране. И так каждый раз при любой поломке. Жильцов не спасало даже то, что в подъезде два лифта. Сломанными могли быть оба.

Устав от бесконечных ремонтных работ, в декабре 2017 года управляющая компания провела независимую экспертизу. В её заключении сказано, что лифты можно эксплуатировать до января 2019 года. «Альтернатива» на свой страх и риск продлила работу лифтов до августа, но после очередной поломки отключила сразу все.

«Как только у нас на руках оказалось заключение экспертизы, мы стали обращаться в администрацию и в Фонд капитального ремонта с просьбой выделить средства на модернизацию лифтов, – говорит главный инженер. – Это обошлось бы примерно в десять млн рублей. На эти деньги были бы заменены щиты управления, частотники, лебёдки и двигатели. Направляющие и кабины остались бы прежними».

Но в деятельности фонда нет статьи расходов на модернизацию лифтов. Предполагается только их полная замена. Для этого нужно 25 млн рублей. Таких домов на улице Неделина два: № 23 и 24. Второй дом был введён в эксплуатацию на два года позже: в 2010-­м. Но лифты ломаются там так же часто.

Проблема не только в этом. Фонд готов установить новые лифты лишь после 20­летней выслуги старых. Доводы экспертизы, в которой указано, что дальнейшая эксплуатация лифтов опасна, фонд не учитывает.  Но даже если предположить, что фонд пойдёт­таки навстречу и включит дома в список капитального ремонта, то проводить его станут в лучшем случае в 2020 году. Выходит, минимум полгода жильцы будут без подъёмника.

***

IMG_20190807_101116 Душаналиев уверяет, что с декабря 2017-­го был написан ворох писем во все инстанции. Но дело с мёртвой точки не сдвинулось. Теперь ни дня в управляющей компании не проходит без визита гневающихся жителей.

– У меня маленький ребёнок, а я живу на 11-­м этаже, – жалуется жительница дома № 23. – И мать у меня с протезом ноги. Мы не можем спуститься. В подъезде есть жители-инвалиды без ног. А скорая приедет? Медики не обязаны пешком на шестна­дцатый этаж подниматься!

– Я вас понимаю, – ответил главный инженер. – Но и вы нас поймите: мы не можем больше позволять эксплуатировать эти лифты. А если трос оборвётся и лифт упадёт?

– Я вас тоже понимаю, – сказала женщина. – Давайте тогда действовать сообща. Устраивать пикеты, например.

– Это бездействие управляющей компании! – бушевал другой житель. – Люди, которых наняли жители, сидят в своих креслах и просто получают за это деньги. Управляющая компания должна действовать, дойти хоть до самого президента. Надо обратиться в прокуратуру, в Рос-потребнадзор. Тогда все на уши встанут. Все же знали, что лифты экспериментальные. Знала это и компания «Лифт-сервис», которая брала эти лифты на обслуживание.

Главный инженер доложил, что пятого августа управляющая компания написала исполняющему обязанности главы городского округа Щёлково письмо (номер входящего 1.1­10­3846).

– В нём описано техническое состояние каждого лифта, приложены результаты экспертизы, – прокомментировал документ Душаналиев. – Мы просим администрацию помочь нам в разрешении этого вопроса, создать комиссию.

Тем временем кто-то из управляющей компании сообщил жителям, что административная комиссия уже была. Жильцы немного успокоились, но, узнав о том, что их водят за нос, рассердились ещё больше.

***

Завод «Мэл» здравствует и о бедах неделинцев не знает. На его официальном сайте написано про 65-­летнюю историю работы и перечислены федеральные партнёры. Одним из них является компания «ПиК», например. Лифты, рассказывает нам Википедия, «Мэл» начал делать только в 2003 году. В 2007­м, как раз когда была произведена серия экспериментальных лифтов, коллектив ОАО «Мэл» был награждён Почётной грамотой префекта Восточного административного округа Москвы за большой вклад в решение задач строительного комплекса города Москвы и в связи с Днём строителя. В 2017 году строительная компания «ПиК» включила «Мэл» в свою группу.

Пятилетняя гарантия на лифты давно кончилась. Странно другое: как завод, реализовав застройщику экспериментальные подъёмники, закрыл производство запчастей? Главный инженер говорит, что компания «Лифт­сервис», обслуживающая лифтовое оборудование обоих домов, пыталась наладить связь с заводом, но договориться о чём-либо не удалось.

Мы сами обратились в «Мэл» за комментариями. Сотрудница коммерческого отдела по продаже лифтового оборудования Маргарита (фамилию сообщить не решилась) сказала:

«Лифты названы экспериментальными потому, что в то время была пущена новая производственная линия. Никакого уникального оборудования в них не используется. Аналоговые запчасти можно закупать и на других крупных заводах по изготовлению лифтов: КМЗ, ЩЛЗ, на Могилёвском заводе лифтового машиностроения. Обращаю ваше внимание, что если лифты ломаются настолько часто, то возникают вопросы к обслуживающей организации: какого качества запчасти она закупает? Это ведь как и в автомобиле: можно купить качественные, а можно дешевле, например, китайские. Вы говорите, что неоднократно производилась замена двигателей лебёдок. Чтобы вы понимали, стоимость лебёдки составляет двести тысяч рублей и выше. Я обещаю вам поискать человека, который занимался этими лифтами в 2007 году. Вероятность того, что остались те же специалисты, мала, потому что кадровый состав менялся. Но ещё раз обращаю ваше внимание на то, что причина частых поломок может быть в неквалифицированном обслуживании и закупке некачественных запчастей».

В управляющей компании «Альтернатива» сообщили, что планируют расторгнуть договор с компанией «Лифт-сервис».

***

Возвращение семьи Подвисловых из отпуска было нерадостным. Я застала их стоящими в растерянности в обкружье вороха вещей.

IMG_20190807_103809 – Мы живём на четырнадцатом этаже, – говорит Юлия Подвислова. – У нас две дочки: одной шесть лет, другой полтора года. Коляску для маленькой теперь не возьмёшь, да и без коляски не вый­дешь: на руках, что ли, её на этаж поднимать?

Вещи семьи после отпуска два дня пережидали в багажнике большого минивена. Решили понемногу переносить.

Семья переехала в дом два года назад. За это время, говорит Юлия, лифты в самом деле часто ломались.

– Бывает, выйдешь с детьми зимой на прогулку – работает, а домой возвращаться – уже сломан. Приходилось во всех этих зимних одёжках тащить младшую на руках.

– А что вы знаете о нынешней ситуации? – спрашиваю.

– Сказали, чрезвычайная ситуация. Когда лифты заработают – не знаем.

Не знает этого и 80-летний Виталий Петрович Шорохов. Пенсионер вместе с женой тоже живёт на одном из верхних этажей.

– Возникла необходимость выйти на улицу, – рассказывает мужчина, – так я домой еле поднялся. Думал, всё: скорую сейчас придётся вызывать. Но ведь много жителей, которые теперь вынуждены сидеть дома.

Выхода из сложившейся ситуации не видно. Управляющая компания говорит, что завалила Фонд капитального ремонта и администрацию письмами, в администрации отвечают, что держат ситуацию на контроле. Все всё знают и контролируют, а за полтора года так никто выхода и не нашёл.

В конце прошлой недели администрация волевым решением распорядилась пустить лифты в домах. Главный инженер включил по одному в каждом подъезде.

Жители понимают, что пользоваться подъёмниками опасно, но рискуют: ездят и с животными, и с детьми.

– А при несчастном случае ответственной будет администрация? – спрашиваю инженера.

Он промолчал.

Юлия ВИДЯПИНА,
корр. «Впрямь».