От Фёдора до Якова

« Назад

От Фёдора до Якова 05.12.2017 13:55

Многие говорят: “Подумаешь, родила пятерых. Ну и что? За что орден­то давать?” – говорит Елизавета и добавляет: – Да, родить, наверное, нетрудно, а попробуй вырастить».
Домашний уют, завтрак­обед­ужин, а главное, будущее и настоящее детей – всё лежит на материнских плечах.
От Федора до Якова
В семье Рудиных заведён порядок: если ребёнок захотел чем­то заниматься, он получит такую возможность. Так, старшая дочь Александра – ныне первокурсница Российского университета дружбы народов – к своему совершеннолетию окончила с красным свидетельством музыкальную школу, пробовала силы в рисовании, театральном кружке, танцах и многом другом. А нашла себя в языках.
Когда Елизавета забеременела вторым ребёнком, ей прочили девочку. Рудины были рады: маленькой Саше сестрёнка. О том, что вместо сестрёнки появится Фёдор, стало известно за полторы недели до родов. Двухлетняя Саша не по возрасту осознанно отнеслась к появлению младшего брата: ничуть не ревновала и всячески старалась быть полезной матери.
Сейчас старшему сыну Рудиных шестнадцать. В девятом классе Фёдор решил, что в школе ему неинтересно.
«Сперва мне казалось, что сыну тяжело даются некоторые предметы, – говорит Елизавета. – Мы занимались то с одним репетитором, то с другим. В конце концов поняла: он просто вырос из школьной формы. И он поступил во Фрязинский техникум радиоэлектроники. Сила Фёдора не в научных знаниях. Он надёжный друг и чуткий товарищ. У него есть понимание жизни. Он не живёт в мире розовых пони. Я спокойно доверяю ему воспитание младшего. Он вкладывает в него правильные ценности, и пятилетний Яша считает Федю лучшим на свете».
Восьмиклассник Борис, в отличие от брата, имеет множество увлечений. Долгое время мальчик занимался плаванием, сейчас ходит на самбо. Но главная его страсть – программирование.
Восьмилетний Семён увлёкся шитьём мягкой игрушки и уже подарил матери две своих работы.
***
В народе говорят, что после третьего чада уже неважно, скольких ещё детей воспитывать. Елизавета Рудина считает, что с рождением каждого ребёнка появляется новый опыт и ничего не бывает как всегда
Например, Саша, такая взрослая в младенчестве, стала капризничать в подростковом возрасте. Федя – всеобщий закадыка: у него много друзей, и каждому он может дать дельный совет, даже матери. А Боря, наоборот, предпочитает нешумные компании, часто проводит время в одиночестве, любит, когда мать уделяет ему внимание и хвалит за сделанную работу. Поэтому Фёдору может потребоваться строгость, а для Бориса больше подходит ласка.
Как только Боря научился ходить, вопрос «Как что устроено?» стал для него самым важным. В три года мальчик задался целью проверить, действительно ли в розетке есть электричество, и сунул туда саморез. К счастью, попал в ноль.
Семён в четыре года решил испытать силу удара и выбил кулаком стекло межкомнатной двери. Острые осколки глубоко порезали руку, кровь текла ручьём. Родители не запаниковали: туго перевязали рану и поехали в приёмный покой. Порезы зашили.
В шестом классе Сашу, развитую к тому времени больше других девочек, стали дразнить одноклассники. Мать перевела дочь в другую школу. В новой слабым звеном стала учительница русского языка – и девочка, имеющая филологический склад ума и любящая читать, вдруг потеряла интерес к предмету. Мать вновь пришла на помощь: нашла опытного репетитора. А через время Саша вернулась в прежние школьные стены, где русским языком стала заниматься прилежно.
Федя однажды ушёл из дома. Выключил телефон и пропал.
«Мы с отцом не спали всю ночь, ездили тебя искать, – сказала мать, когда тот пришёл. – Мы волновались за тебя, потому что любим».
Сын ответил, что всё понял.
А год назад Федя решил, что он уже совсем взрослый, что ему всё можно и он никому ничего не должен. Тогда в воспитательный процесс включился отец. Дал понять подростку, что независимость – это не возраст, а способность содержать себя самостоятельно и отвечать за свои поступки.
«Мы объяснили, что живём в одной семье, обеспечиваем его, оплачиваем жильё. Сказали, что пока он не представляет из себя самостоятельную личность», – говорит мать.
Несколько лет назад у младших сыновей обнаружилась аллергия на цветущую берёзу. Чтобы избежать тяжёлого бронхита, Елизавета на всю весну уехала с ними в Грузию.
Мать выстроила с детьми доверительные отношения. Вместе они могут посмеяться и подурачиться, но в ответственной ситуации Рудина становится жёсткой и требует обязательного выполнения своих требований.
В поисках правильного решения в воспитании детей мать обращалась к книгам и Всемирной паутине. Ответы на вопросы она искала в изданиях по психологии, физиологии и медицине.
«Я не могу поступить так или иначе просто потому, что одна бабушка сказала, – говорит Елизавета. – Мне нужно понимать, почему надо сделать именно так, какой процесс будет пущен в том или ином случае. Если же какую­то ситуацию изменить нельзя, значит, надо пересмотреть своё к ней отношение».
***
Большая семья живёт в четырёхкомнатной квартире. Раздолья немного, но и стеснёнными свои условия Елизавета не считает. Для родителей – своя комната.
«У нас единственная дочь, – говорит многодетная мать. – Поэтому в 12 лет мы выделили ей отдельную комнату, где она может заниматься своими девичьими делами».
Четверо мальчиков уживаются в двух комнатах: у каждого старшего подшефный младший.
«Я считаю, что отношения мужа и жены и отношения родителей и детей – это две параллели. Мы с мужем находим время для того, чтобы побыть вдвоём. Можем пойти в кино или просто прогуляться. В этом году на несколько дней ездили отдыхать в Армению. Младшие дети остались с бабушкой, а старшие в это время сдавали экзамен на самостоятельность».
В семье Рудиных детей рано приучают к самостоятельности. Саша, Федя и Боря могут приготовить поесть и позаботиться о младших. Даже пятилетний Яша способен нарезать хлеб или колбасу на бутерброды.
***
Родители Елизаветы и Михаила Рудиных не были многодетными. У Лизы есть сестра, а Рудин и вовсе рос единственным ребёнком. Будущая многодетная мать с восьми лет пела в церковном хоре при Гребневском храме, а в 18 даже поступила учиться на богословские курсы. Высшее образование получила в Российском государственном социальном университете.
Недавно впервые за 18 лет материнства Елизавета вышла на работу. Она занимается физкультурой с детьми, страдающими сколиозом и плоскостопием. Параллельно учится на курсах воспитателей детского сада по системе Монтессори.
«Нам как раз объясняют, что ребёнок – это не предмет для манипуляций, из которого можно лепить всё, что хочется. Задача родителей – развивать в ребёнке личность».
***
«Я убеждена, что мы сами творцы своей реальности, – говорит Елизавета. – Если что­то задумываем и двигаемся в этом направлении, то всё так и будет. Если случаются какие­то трудности, значит, на этом этапе жизни нужен именно такой опыт, чтобы сделать выводы и потом не совершать ошибок. Я всё время нахожусь в поиске лучшего решения для каждого из детей, расту и развиваюсь с ними и для них».
Фрязино.