Об образовании в бюджетном варианте

Главная \ Редакция \ Юлия ВЕЛЬМОЖИНА \ Статьи Юлии ВЕЛЬМОЖИНОЙ \ Об образовании в бюджетном варианте
« Назад

Об образовании в бюджетном варианте 25.02.2019 18:07

Министр просвещения России Ольга Васильева продолжает говорить с родительской общественностью о нацпроекте «Образование». Пресс-конференция в РИА «Новости» должна была прояснить, как десять программ национального проекта поспособствуют решению задач по выполнению так называемых майских указов президента. Напомню, что до 2024 года Владимир Путин поручил разработать и привести в действие механизмы по обеспечению глобальной конкурентоспособности оте­чественного образования. России надлежит вернуться в число десяти ведущих стран мира по его качеству. Как? Вот предложения министерства.

***

Жизнь в школе должна быть интересной. Следование этой установке министр О. Васильева считает залогом успешного выполнения обязательств. Обязательства, напомнила она словами В. Сухомлинского, есть у обеих сторон: «Только вместе с родителями и общими усилиями учителя могут дать ребёнку большое человеческое счастье». Детское счастье, а не результаты ЕГЭ, – вот чему следует стать критерием успешности учителя. Родители кивали, учительство безмолвствовало.

Но счастье – понятие слишком абстрактное. Министр, понимая это, без игры в термины пояснила, где черпать силы и средства на его добытие. О. Васильева доложила: на все десять программ внутри нацпроекта заложено хорошее финансирование.

Проект «Современная школа»

предполагает открытие двухсот тридцати тысяч новых учебных мест до обозначенного 2024 года. Двадцать четыре тысячи из этих двухсот тридцати откроются на селе. Современная школа – это не только стены, но оснащение. Скоростной Интернет и цифровое обеспечение должны стать обычным делом для любой Козловки. Двести тридцать миллиардов рублей уже выделены и ждут освоения.

Каждому городу с населением от шестидесяти тысяч человек обещан собственный кванториум. В нём во внеурочное время станут растить инженеров и айтишников. Мобильные (передвижные) кванториумы будут наездами посещать малые города. Двухсот тридцати миллиардов хватит на всё, заверила О. Васильева.

Проект «Поддержка семей, имеющих детей»

направлен на оказание психологической помощи прежде всего тем родителям, чьи дети не посещают образовательных учреждений: ни садов, ни школ. Но обратиться к квалифицированному психологу будет возможность у всех. На повышение их квалификации и открытие некустарных центров психологической помощи выделено 8 миллиардов 400 миллионов. Восемь миллиардов! По идее, должно хватить на каждого, кто решится признаться: «Здравствуйте, меня зовут Виталик, и я не люблю учить уроки с сыном». Вы хотите поговорить об этом? Тогда вам в эту часть нацпроекта.

Проект «Цифровая образовательная среда»

больше других огорчает О. Васильеву, потому что именно о нём муссируются в обществе кривотолки: «Эта Васильева вместо учителей поставит роботов и уберёт чистописание». Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Цифровая образовательная среда – это не про роботов в классе, а про перевод в цифру делопроизводства, бухгалтерии, систем школьной безопасности. Семьдесят три миллиарда четыреста миллионов выделены для того, чтобы разгрузить учителей от бумажной отчётности, довести заполнение страниц школьных сайтов до автоматизма при минимальном участии человека. Оснащение столовых тоже пора перевести в цифру. О. Васильева побывала на выставке госкорпорации «Ростех», ей понравилось всё, что́ онa предлагает для улучшения будней современной школы.

Триста сорок повсеместных айтиклубов тоже входят в планы этой программы. И единая цифровая платформа – для работы с большими данными.

Проект «Учитель будущего»

предполагает повышение квалификации пятидесяти процентов учителей к 2024 году. А их сейчас в стране миллион двести сорок две тысячи. Слово «гаджет» должно стать для них таким же нестрашным и даже желанным, каким является для их подопечных любого возраста. Программа «Электронная школа» существует уже сейчас, в ней – интерактивные уроки на весь год по любому предмету! Она со­здавалась именно для педагогов, чтобы те черпали в ней что-то для вдохновения или отыскивали интересный иллюстративный видеоматериал. Если раньше истории битв, например, приходилось объяснять на пальцах, то теперь картины любого сражения – пожалуйста, ждут в виртуальном музее. Отдельной весомой папкой закачаны театральные постановки, концерты. Ещё десять лет назад учитель литературы и мечтать о таком не мог. А теперь опять пожалуйста: включай на уроке три отрывка из разных спектаклей по изучаемому произведению и сравнивай.

Но для этого педагог должен научиться пользоваться всем этим методическим богатством. У него должно созреть категорическое желание кликать перед каждым уроком, чтобы сделать его сегодняшним, соответствующим моменту. Пока же те учителя, которые знают о существовании электронной школы, злоупотребляют её наработками: включают интернет-урок целиком. Министр просвещения обратила особое внимание, что придумано это не для вытеснения живого наставника из ткани урока, а для того, чтобы тот мог взять самое интересное на его взгляд и расцветить занятие.

О. Васильева предполагает, что пока весь этот годовой комплект уроков по каждому предмету в любом классе будет пылиться, как поначалу пылилось новое оборудование во многих больницах: некому было на нём работать. Но к двадцать четвёртому году вкраплять в урок блестинки из «Электронной школы» министерство просвещения предполагает на­учить всех.

Директоров школ ждёт отдельное обучение и аттестация. Сколько денег заложено на обучение учительства и директорства, министр не сообщила.

Проект «Молодые профессионалы»

затронет профориентационную работу в школах и укрепление учреждений среднего профессионального образования. Отказ от него был неоправдан, определила министр. Число учащихся в колледжах России сейчас красивое: миллион человек. Но волнующее: всего миллион человек по всей огромной стране осваивает рабочие профессии. И это при том, что на чемпионатах «Евро скиллс» (раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий, его ещё называют «Олимпиадой для рабочих рук») Россия два соревнования подряд занимала лидирующие позиции по количеству завоёванных медалей: в Абу-Даби и Сан-Паулу. Теперь, в 2019­м, принимает чемпионат сама: в Казани. Стран-участниц – семьдесят шесть. Сорок пять квалификационных направлений.

Планы огромны: выстроить три тысячи колледжей, открыть и оснастить пять тысяч школьных мастерских – юношеских и девичьих, проводить ежегодные фестивали труда, вернуть шефскую помощь градообразующих предприятий в профориентировании. Как минимум две профессии должен пощупать руками каждый российский школьник, пока он учится между шестым и выпускным классами. Не прикоснуться  – прощупать. Чтобы найти свою. Денег выделено 145 миллиардов.

Проект «Россия — страна возможностей»

посвящён работе социальных лифтов. Образовательные конкурсы и предметные олимпиады охватывают сейчас учащихся до 22 лет. По результатам можно обойти любого конкурента при поступлении в вуз или при трудоустройстве. Успехи для своего ребёнка ищите на сайте «Россия – страна возможностей». Не ждите, что он сделает это сам. Подскажите ему. Маршрут постройте.

***

Из вопросов, заданных Ольге Васильевой, отмечу следующие.

– С первого февраля открылась запись в первый класс. Хватит ли мест в школах?

Ответ министра огорчил.

– Конечно, хватит, – сказала О. Васильева. – Штурмовать школы не надо.

Если бы Ольга Юрьевна знала реальное положение дел, ответить столь уверенно не смогла бы. Так, оформляя моего будущего первоклассника в свою школу, директор щёлковской восьмой школы М. И. Дерягина поделилась, что в прошлом году вынуждена была дать отказ целому классу: тридцати ребятишкам. В её школе, которая всё ещё учится во вторую смену, попросту нет места. И учиться по месту жительства, вблизи дома, сможет тот, кто отштурмует своё в первых числах февраля. Остальные пойдут искать школьного прибежища в комитет по образованию. Им его, конечно, предоставят. Например, в Трубинской сельской школе, где окажется недобор. Так-то.

– Сорок три школы до сих пор учатся в третью смену. Когда нацпроект дойдёт до нас? – спросила Чечня.

К 2024 году третьей смены на территории Российской Федерации не останется, ответила О. Васильева. Тем, которые учатся во вторую, министр передавала молчаливый привет.

– Моему сыну настойчиво запрещают сдавать ЕГЭ по физике, – доложил Челябинск.

– А моей дочери запрещают участвовать во всероссийской олимпиаде, – поддержал Мурманск.

– Если вашему ребёнку кто-то что-то запрещает сдавать или проверять свои знания в олимпиаде, срочно пишите мне на сайт, – удивилась министр. – Это вопиющие случаи.

Это рядовые случаи, прогудел зал. Возникла опасность, что после обнародования рекомендации писать министру сайт обрушится.

Спрашивали о судьбе коррекционных школ. Министр пояснила: они не закрыты и закрываться не будут, несмотря на внедрение инклюзивного образования в обычные школы. Однако вступительный балл на дефектологическое отделение педагогических вузов недопустимо низок. Это вскорости будет изменено и пересмотрено.

Министр подтвердила, что ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным в 2022 году. Язык – это инструмент, которым надо уметь пользоваться, причём уверенно, независимо от вашего желания. Для стимулирования этого процесса и внедряется третий обязательный ЕГЭ. Однако на вопрос: «Вы учите детей английскому со второго класса. Почему же к выпускному дети в большинстве своём его так и не знают?» Ольге Юрьевне пока не удалось услышать ответа.

Чтобы развивалась национальная наука (говорили и об этом), в неё ежегодно надо добавлять десять тысяч учёных. В НИИ должны идти работать химики, биологи, генетики, а не менеджером в компанию по установке пластиковых окон. Бюджетные деньги, истраченные на высшую школу, должны окупаться. Государство станет пристальнее за этим следить.

А что до отмены возможности сдавать и профильную, и базовую математику разом, то это давно пора было сделать, определила О. Васильева. Трезвый взгляд на свои силы куда полезнее метаний «попробую и то, и это». Не можете сдать профиль уверенно – сдавайте базу и развейте иллюзии о своём инженерном будущем. Три тысячи колледжей Россия строит в том числе и для вас. С жёстким выбором между профильной и базовой математикой в ЕГЭ, когда несданный профиль может оставить ученика вообще без аттестата, высшее образование перестаёт быть шуткой.

Юлия ВЕЛЬМОЖИНА,
корр. «Впрямь».
Москва, Зубовский бульвар.