О мере личной ответственности пред Богом

Главная \ Редакция \ Юлия ВЕЛЬМОЖИНА \ Статьи Юлии ВЕЛЬМОЖИНОЙ \ О мере личной ответственности пред Богом
« Назад

О мере личной ответственности пред Богом 30.03.2018 19:12

Конечно, приготовления необходимы: грустно было бы встречать Пасху с кусочком хлебушка и ломтиком сыра. Но важно, чтобы приготовления к Пасхе не стали важнее самой Пасхи.


Есть среди воцерковлённых людей такие, которых кто-то по доброте сердечной  свысока называет захожанами. В праздники, а ещё в дни скорби заходят, но приходить в храм по церковному канону у них пока не получается. Для нас, новопришедших, новообращённых, прочитал лекцию профессор Московской духовной академии и семинарии первый заместитель председателя учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. Отец Максим извинительно называл нас христианами в первом поколении, не укоренёнными в традициях жизни церкви.

«Они только идут к обретению смысла, – сказал он. – Им очень важно встретить образованного духовника на этом личном пути евангелизации».

Я записала поучительное.

***

Пост – попытка отсечения от зависимостей. Поскольку едим мы все и чаще всего хотим есть вкусно, то навык освобождения, лёгкости от связанности привычкой, может быть опробован каждым прежде всего в ограничениях с едой. Он чрезвычайно оказывается полезен. Сам пост претерпел эволюцию. Первоначально он был полным воздержанием от вкушения чего бы то ни было. Когда широкие массы стали обращаться к христианству, стали смягчаться и требования, которые налагались на членов Церкви, к коим прихожане тоже относятся.

Есть единый принцип и путь, а меру личной ответственности перед Богом каждый определяет индивидуально. Если сейчас отказ от гамбургеров и есть доказательство себе, что ты не раб привычки, значит, вашим постом будет отказ именно от них. Это вопрос не дисциплинарного контроля, но личной ответственности. Или декларации её ненужности. Бог, дескать, должен сохранить тебе мир, и жизнь, и хлеб. И здоровье, и зарплату. А твоё любимое кредо: я никому ничего не должен.

 ***

Апостол Павел в одном из посланий говорит: если бы Христос не воскрес, наша вера была бы тщетной. Христианство не только полагает, что Бог сотворил мир. Христианство утверждает: Бог является его Вседержителем, то есть не то что однажды запустил все идущие в нём процессы и дальше пассивно наблюдает, но является действующим и направляющим лицом. Это встречается и среди других мировых религий. Но есть два аспекта, специфических именно для христианства: это учение о том, что Бог является не только единым Богом, но Богом троичным в лицах, и это учение о том, что Бог так возлюбил этот мир, что послал Своего единородного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную. Это позволяет называть христианство богооткровенной религией.

Вершиной земного пути Иисуса Христа являются Страстная седмица и Светлое Христово Воскресение. Вспоминается, как Христом за род человеческий была принесена жертва, как Он Сам стал для нас тем, Кто принял на Себя последствия человеческого грехопадения, был распят, пострадал. Но не просто пострадал: тогда бы это было пессимистическое мировоззрение, из которого не было бы выхода ни в надежду, ни в вечность. Он победил смерть, воскреснув, дав возможность тем, кто живёт по правде Божией, по правилам совести, стать причастным Его жизни и вечности.

 ***

«Вы сейчас удивитесь, ведь я скажу: сегодня кончается Великий пост», – произнёс батюшка. Великий пост – время приготовления. На церковнославянском языке он называется четыредесятницей, то есть фактически длится сорок дней. Они истекают в пятницу накануне Лазаревой субботы. И на богослужении будут звучать слова: «Душеполезную совершив четыредесятницу, просим Тебя, Господи, дай нам увидеть и прикоснуться и к седмице Твоих страстей».

Были сорок дней приготовления православных христиан к тем главным дням года и которые в церкви воспоминаются день за днём.

Путь ежедневного следования за Христом начинается с воскрешения Лазаря. Этот случай нельзя и сейчас трактовать как выведение человека из комы. Это чудо именно воскрешения. Тело Лазаря уже тлело и смердело: он скончался четыре дня назад. Книжники, духовно-политическая прослойка тогдашней Иудеи именно после его воскрешения и решили окончательно покончить со Христом, потому что Он творит такие удивительные вещи. Если Он может поднять тело, начавшее истлевать, то разрушить Римскую империю, языческое устройство которой Он не поддерживает, будет для Него делом несложным.

В следующее за Лазаревой субботой воскресение Христос входит в Иерусалим. Христос за время земной жизни соединял три служения: царя, первосвященника и пророка. Он неоднократно свидетельствовал о том, что́ произойдёт в будущем и с градом Иерусалимом, и со всем миром. Как первосвященник Он совершал чудеса исцеления, установил таинство причастия, возглавил Церковь, которую проповедовал. А как Царь Он, по сути дела, первый, единственный, открытый раз проявит Себя в день Своего входа в Иерусалим. Он, сидя на осле, сопровождаемый учениками и встречаемый толпами людей, въезжает в главный град всей ветхозаветной церкви, и ему поют Осанну вышних. Осанна в переводе – «спасение с неба»: «Благословен тот, кто идёт во имя Господне».

Но происходит трагическое расхождение в ожиданиях. Для кого-то это было ожидание, что обычное течение времени прервётся с вхождением Христа на ослике в Иерусалим. Не вполне рациональная, но чётко ощущаемая радость предвкушения, что произойдёт что-то выходящее за рамки привычного бытия. Другие ожидали национального религиозного восстания, ожидали, что Он возглавит борьбу правоверного народа от господства римлян-язычников. Вот они и заголосят через пять дней: «Распни его!»

***

До эпохи Петра Первого в Вербное воскресение патриарх выезжал на осле из ворот Успенского собора. Шествием на осляти называлась та красивая традиция. Церковно-государственные отношения тогда можно было назвать симфонией, значит, согласием. Ослика вёл под уздцы царь-самодержец. Последний, кто это делал, был Алексей Михайлович Романов. Как знать, не живём ли мы в эпоху интересных исторических возвращений? Это не надуманное событие, а возвращение старой действительности в новых формах. Вектор в сторону позитивного развития церковно-государственных отношений позволяет чаять, что всё налаживается. Литургистам было бы дорого это возвращение.

***

Идут дни Страстной недели. В понедельник и вторник Церковь вспоминает, что́ Христос делал в Иерусалиме, вспоминает последние Его притчи и поучения. Притча об иссохшей смоковнице научает: есть время ожидания от тебя результатов твоей жизни, но наступит и такое, когда ожидания кончатся. Лимит ожидания от тебя душеполезных дел неотвратимо окажется исчерпан.

В среду вспоминается приход ко Христу раскаявшейся грешницы. Редчайший случай, когда по сию пору в честь этого события поётся песнопение о женщине, написанное женщиной. Инокиня девятого столетия Кассия, которой принадлежит несколько выдающихся произведений православной гимнографии, создала умилительнейшую стихиру: со слезами и миром грешница умащает ноги Спасителя. Но в целом церковные гимны все писаны мужчинами.

В день Великой среды вспоминается и предательство одного из учеников, имя которого стало нарицательным: Иуды Искариота. Он сам идёт к первосвященникам (тогда язычникам) и предлагает место, где (не на народе) они смогут заключить Христа под стражу. Иуда скажет, что арестовать нужно того, к кому он подойдёт с приветствием. Приветствием тогда был поцелуй.

В четверг Христос устанавливает таинство Евхаристии: благодарения. Христос скажет ученикам: «Вы не рабы, но друзья Мои. Всё, чему Я хотел научить вас, вы знаете».

Христос молится в Гефсиманском саду сначала прося Бога Отца пронести чашу страданий, а потом соглашается принять всё, что Отец сочтёт правильным. Тут-то Иуда и продаёт Его за невеликую плату.

День субботы – день великого покоя. Это день, в который телом Христос пребывал во гробе, как Бог был неотступно с Отцом и Святым Духом в вечности, вне рамок тварного мира, а душой сходил в ад, где пребывали души умерших, и им проповедовал, что рабство кончается, приближается эра Воскресения и возможность освобождения и жизни в вечности.

Чтобы сохранить тишину Великой субботы и не разменять её на бытовые приготовления, верующие ходят поклониться плащанице в разные храмы, чтобы весь день провести близ Господа. Эта традиция описана Иваном Шмелёвым в романе «Лето Господне». Конечно, приготовления необходимы: грустно было бы встречать Пасху с кусочком хлебушка и ломтиком сыра. Но важно, чтобы приготовления к Пасхе не стали важнее самой Пасхи.

Юлия ВЕЛЬМОЖИНА,
корр. «Впрямь».
30 марта 2018,
канун Лазаревой субботы.
Москва.