Не жилой фонд, а жилой фронт

« Назад

Не жилой фонд, а жилой фронт 22.04.2019 17:02

За работой Мособлеирцаплатёжного агентаследят только добросовестные плательщики и журналисты, а этим давно следовало бы заняться правоохранительным органам.

Нашли новую нефть – людей

Корпус 3 дома № 15 Космодемьянской улицы Щёлкова – ничем не примечательная серая пяти­этажка, но именно на десятках таких и решили разжиться. Не раз и я, и мои коллеги писали на эту тему, но Мособлеирцу всё нипочём. А что ему будет, если эта организация – банальная коммерческая структура? В его уставе так и прописано, что одна из целей его существования – «получение прибыли». 

Тамара Колмакова, как раз жительница этого дома, рассказывает:

«До июля прошлого года мы платёжно-коммунально жили относительно спокойно. За содержание жилого фонда, водоотведение и холодную воду платили своей управляющей компании “Перспектива”, а всё другое – в Мособлеирц. Ничто, как говорится, не предвещало! И вдруг в июле получаем платёжку от Еирца, где нам вменяют 1 200 рублей за содержание жилого фонда. Постойте! Но рельсы уже накатаны, и я плачу это в управляющую компанию. Кроме того, в еирцевской бумаге появляется надпись, что наш дом находится уже под управлением “ДЕЗ ЖКУ”. Однако никаких собраний у нас не было, жители ни за что не голосовали. Через некоторое время ко мне пришла одна из сотрудниц “Перспективы” и показала протокол собрания, где, представьте, стоит моя подпись! Я сразу указала, что это вообще не моей рукой писано, и согласилась на общее заявление в прокуратуру.  

В августе ситуация стала нарастать как снежный ком. К содержанию жилого фонда в еирцевскую платёжку вписали водоотведение и холодное водоснабжение, которое до этого (напомню) платили по счётчику в управляющую компанию. А тут на тебе! Да ещё все начисления прислали не по счётчику, а по нормативу.  И мой обычный платёж с двух с половиной тысяч вырос до восьми! В сентябре надо было платить уже тринадцать тысяч…

Но у нас дом – одни пенсионеры, и мы люди другой закалки: как сами никогда не обманывали, так, рассчитывали, и с нами будут поступать. А тут пришлось выходить на фронт. Это хорошо, я ещё в своё время была связана с бухгалтерией. В общем, села считать…»

Волновало пенсионеров ещё и то, что за неоплату снимаются льготы. Всё это, конечно, по нынешним меркам, копейки, но и пенсия у ветерана труда и инвалида второй группы Колмаковой тоже слёзы: немногим более десяти тысяч рублей.

Тамара Николаевна продолжает:

«За июль, август и сентябрь мы с соседями приняли решение не платить, пока всё не узаконится с управляющими компаниями. Тем более что так мне сказала и операционистка в Еирце, да и в соцзащите сказали, что льготы за три месяца не снимут. А в октябрьской платёжке вообще произошло финансовое волшебство: в строке “начисление за иные услуги” возник долг прошлых периодов – 1 753 рубля».

Тянуть дальше было некуда, и жители решили платить. Сделали это умно. Поскольку они знали, что теплом и горячей водой их обеспечивает «Теплоцентраль», то взяли от неё квиточки и напрямую понесли денежки в эту контору. Посчитать всё было несложно. За отопление в месяц была фиксированная сумма в 1 800 рублей, а вода… та вообще по счётчику. 

Также взяли отдельные квитанции на оплату за капитальный ремонт. А как платили в «Перспективу» за содержание жилищного фонда, за водоотведение и холодную воду, так и продолжали платить. 

В ноябре вроде бы всё встало на круги своя: из мособлеирцевской квитанции исчезает «ДЕЗ ЖКУ», продолжает существовать неизвестный никому долг прошлых периодов и появляются дробные показания счётчиков. Всегда, и это знает каждый, числа со счётчиков подают целыми, без десятых и сотых. А тут в платёжке вместо 24 кубов вдруг – 24,83. То есть за почти куб горячей воды надо было доплатить.

Даже несмотря на то, что отопление и горячее водоснабжение жителями было конкретно оплачено в «Теплоцентраль», Мособлеирц оплаченную сумму распределил по всем строкам квитанции. Так все оказались должниками уже за всё. 

«Только вот распределение было каким-то неравномерным, – сомневается Тамара Николаевна. – В декабре мне долг прислали уже в размере трёх с половиной тысяч. И то, что я платила за отопление, мне посчитали за то, что я покрыла долг прошлых периодов. Горло болит кричать, что нет у нас долгов! Какое они имеют право так распределять платежи? Это уже даже не безобразие, а беспредел и безнаказанность! Завтра нам напишут долг в 100 тысяч рублей… И что? Мы заплатим? Кажется, в нашей стране нашли новый вид нефти: называется люди

Компания-волшебница

От работы Мособлеирца за голову хватаются не только в нашем городском округе.

Интернет-издание «Первое антикоррупционное СМИ» пишет, что Мособлеирц – платёжный агент, аккумулирующий на транзитных счетах средства плательщиков, внесённые для оплаты услуг ЖКХ. Платёжный агент не заключает договоров с собственниками, а значит, полностью лишён обязательств перед последними. Функционирует информационно-расчётный центр лишь за счёт наличия договоров с поставщиками услуг ЖКХ.

То есть никакой ответственности перед жителями у Еирца нет. Между тем контора самостоятельно устанавливает и заменяет собственникам электросчётчики, проводит электромонтажные и сантехнические работы, оказывает страховые услуги, хотя законом такие функции не предусмотрены.

Казалось бы, хорошо, когда одна компания может решить почти все проблемы потребителей. Но есть закавыка: по закону пломбировать счётчики может только электроснабжающая организация. То есть, если поставщиком электро­энергии вместо «Мосэнергосбыта» станет какая-то другая компания, представители последней будут иметь полное право проверить акт опломбирования и вынести вердикт о недействительности показаний счётчика из-за того, что пломбы ставила организация, не имеющая на то прав. Все показания должны будут подлежать перерасчёту по нормативам; и сумма, которую придётся оплатить, может оказаться совершенно неподъёмной. В результате исправный плательщик в один миг незаслуженно превратится в должника.

Практику превращения исправных плательщиков в должников Мособлеирц использует довольно активно. По словам жителей Подмосковья, платёжный агент просто «ошибается» в квитанциях, подсчитывая итоговую сумму, причём «ошибается», как нетрудно догадаться, исключительно в свою пользу. Схема наипростейшая: итоговая сумма зачастую больше, чем та, которая была бы, если просто сложить все строчки квитанции. Такая арифметическая обманка. А долг тем самым растёт, и жителей пугают отключениями.

Не исключено, что секрет переплат кроется в структуре самого единого платёжного документа, который существенно отличается от утверждённого правительством Московской области. В частности, много вопросов вызывают появившиеся в платёжке колонки, которые отражают задолженность или переплату в расчётном месяце по всем видам услуг.

И главный вопрос – о чьих переплатах или задолженностях идёт речь: жителя перед Мособлеирцем или самого платёжного агента перед организациями, поставляющими ресурсы? С учётом того, что прямых договоров жители и ресурсоснабжающие организации не заключают, а у Мособлеирца, напротив, по договору с УК есть обязательства по расчётам с этими организациями, становится понятно, что в указанных колонках речь идёт именно о долгах самого Мособлеирца. Получается, жителей принуждают расплачиваться за чужие долги.

Центр, которого нет

Возмущённые тем, что единый платёжный документ не соответствует постановлению губернатора Московской области Андрея Воробьёва, что организация берёт на себя функции, противоречащие требованиям, предъявляемым к платёжным агентам, необоснованно ограничивает время приёма показаний счётчиков и аккумулирует средства на транзитном счёте, жители не раз обращались в различные инстанции, начиная от прокуратуры и кончая антимонопольной службой. Однако, как правило, получали разного рода отписки.

В одной из них юристы Мособлеирца прямо заявили, что компания «не является самостоятельной стороной спорных правоотношений, не имеет самостоятельных обязательств перед получателями жилищно-коммунальных услуг», и, следовательно, «надлежащим ответчиком по делу не является». Получается, что найти правду плательщикам невозможно: нет договоров – нет и обязательств.

Более того, выяснилось, что по указанному Мособлеирцем юридическому адресу компании нет. Долгое время в ЕГРЮЛ был указан адрес: г. Протвино, Институтское шоссе, дом 6. Недавно адрес был изменён на г. Протвино, ул. Победы, дом 2. Однако и там этой компании фактически нет.

Особенно плачевной ситуация представляется ввиду того, что прокуратура предлагает плательщикам направлять претензии именно по месту регистрации юридического лица.

«На грани преступного сговора»

Вопросы к подмосковному платёжному агенту возникали и на круглом столе Объединённого народного фронта. Схема работы Мособлеирца сравнивалась там с подконтрольным узкому кругу лиц «чёрным ящиком», в который входят все финансовые потоки ЖКХ Московской области, а действия менеджмента Мособлеирца трактовались как «имеющие явные признаки недобросовестного поведения на грани преступного сговора».

В рамках поручения президента представители ОНФ добились от Мособлеирца доступа к так называемой «архивной базе данных» – копии того, что в реальности происходит в финансовых потоках ЖКХ. Эта база, как выяснилось по маркерам часового пояса, находится не в Московской области, а, предположительно, в Восточной Сибири или даже Китае. При этом она совершенно неподконтрольна администрации.

Кроме того, информация, полученная сотрудниками ОНФ, была уже отредактирована. Так, исходя из данных по Химкинскому району, выбранному для детального наблюдения, получалось, что граждане за неполный 2015 год заплатили на 50 процентов (!) – то есть на полмиллиарда рублей – больше, чем им было начислено.

Не исключено, что Мособлеирц может редактировать все данные, находящиеся в его ведении, ведь они содержатся на серверах с неустановленной юрисдикцией, вне Московской области и поля зрения администрации, под контролем узкого круга лиц. Так что если данные будут украдены, плательщики об этом даже не узнают. А если руководство Мособлеирца по каким-то причинам (например, в случае уголовного преследования) решит от всех этих данных избавиться, коллапса в сфере ЖКХ во всей Московской области не избежать.

Разделяй и беспредельничай

Отдельной загадкой является принцип расщепления платежей, придуманный в Мособлеирце. Компания гордится тем, что одним из инструментов повышения собираемости стало введение механизма «расщеплённых» платежей. Его суть состоит в том, что поступившие от жителей в Мособлеирц средства за потреблённые коммунальные услуги незамедлительно, в течение суток, напрямую перечисляются на расчётные счета непосредственных поставщиков услуг и ресурсов, что гарантирует жителям бесперебойное получение тепло- и электроэнергии. А в управляющие компании перечисляются средства только за те услуги, которые ими были оказаны фактически: к примеру, текущее содержание дома. Подобная система расчётов исключает неплатежи и, соответственно, рост просроченной задолженности УК перед ресурсниками.

Однако на деле ситуация несколько иная. Группа заинтересованных лиц просто распределяет платежи между теми, кому посчитает нужным. Добиться обещанной прозрачности при такой схеме очень сложно. Если бы платежи с помощью специальных программ действительно распределялись между теми, кому положены, а затем в нужный срок переводились этим организациям, не существовало бы судебной практики между ресурсоснабжающими организациями и Мособлеирцем.

Но такая практика есть. Случай этот далеко не единичный. Получается, что обещанное «расщепление» платежей на уровне платёжного агента, уменьшение задолженности по оплате ЖКУ жителей и управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями не более чем красивые обещания.

***

Выходит, Еирц не несёт никакой ответственности ни перед кем. Ему как платёжному агенту для расщепления платежей было предложено присвоить каждой услуге свой штрих-код. При получении платежей деньги уходили бы сразу на тот расчётный счет, который определён штрих-кодом. Не было бы проблем… Но сейчас все деньги уходят на один расчётный счёт Еирца, а потом как придётся. И как долго это будет продолжаться… неизвестно.

Екатерина ПОШИВАЛОВА,
корр. "Впрямь".