Кабинетный рейтинг, или Прощай, район!

« Назад

Кабинетный рейтинг, или Прощай, район! 01.11.2018 20:58

До лицензирования – 35, после – 53

Представитель территориального отдела № 23 Государственной жилищной инспекции Виктор Корнюшенков рассказал собравшимся о положении дел:

«Рынок предоставления услуг ЖКХ в Щёлковском районе динамичен, нестабилен и находится в зоне риска. Много судебных тяжб и споров между управляющими компаниями. Если до лицензирования у нас было 35 управляющих компаний, то сейчас их 53. Количество стало расти как снежный ком, потому руководство области и нашего района приняло решение об оптимизации этой сферы. Нынче удалось снизить до 43.

Рейтинг управляющей компании устанавливается каждый квартал. Наиболее успешные – ООО “Новый городок”, “Сервис-дом” и почему-то сюда попала Гребневская служба ЖКХ, которая постепенно уходит с рынка. А вошла она в список лидеров, потому что на неё перестали писать жалобы.

Не вызывает опасения “Домжилсервис”, “Жилсервис-А”, “Округ № 17”, “Профсервис” и “Юит-сервис”.

Однако количество жалоб от населения растёт: прирост по сравнению с прошлым годом составил пять процентов, то есть 1 836 обращений. Наибольшее количество на злополучную компанию “СВТ” и, к сожалению, на муниципальную компанию ДЭЗ ЖКУ.

Создаётся впечатление, что, приходя на рынок ЖКХ, управляющие компании мало времени уделяют организации работы, а больше отдают внимания тому пункту устава ООО, где написано, что организация создана для извлечения прибыли.

У большинства компаний нет толковых электриков, сварщиков, слесарей-сантехников. Как подтверждение при подготовке домов к отопительному периоду у управляющих компаний не хватало сил и средств, чтобы надлежащим образом подготовиться к пуску тепла. Около 30 процентов домов вошло в зиму без промывки и опрессовки, что является грубейшим нарушением. Нынешние поправки в законодательстве позволяют по этому факту забрать дом из лицензии управляющей компании. Делайте выводы!»

Неудовлетворительно, уничтожена, сорвана

Выступление Корнюшенкова поддержал член Общественной палаты Владимир Никологорский. Он сказал:

«В апреле этого года было проведено областное совещание на тему “Один микрорайон – одна управляющая компания”. Для этого была разработана программа действий с целью сокращения действующих на рынке управляющих компаний. Тех, которые работают неудовлетворительно.

Программа действий сорвана – дорожная карта уничтожена. Однако изменения всё же произошли. Десять компаний прекратили своё существование.

Особенно тревожит жителей частая смена управляющих компаний. Процедура рейтингования оказалась несостоятельной. В щёлковском районе компаний с оценкой “четыре звезды” только две. “Три звезды” у пяти компаний. Остальные получили лишь “две звезды”, а это напрямую говорит о том, что они должны либо прекратить свою деятельность, либо напрямую заняться повышением эффективности своей работы.

К сожалению, зачастую это лишь кабинетные рейтинги.

В этом году заведено 246 дел об административных нарушениях. Много! Порядок лишения лицензии предусматривает судебное разбирательство, а вот выдача лицензий, как мы видим, простая процедура. 

Необходимо ужесточить требования к лицензированию. ГЖИ здесь пробуксовывает».

В двух карманах денег нет, берём у жителей

Председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Щёлковского района Надежда Гончарова вновь докладывала*)  о миллионных поборах с щелковчан:

«Касается этот вопрос каждого пятого лицевого счёта. “Теплоцентраль”, которая нынче собирает якобы долги за январь 2016 года, была образована лишь в апреле 2016 года, а приступила к работе с первого июля.

Кроме того, у тепловиков не утверждён тариф. Сейчас он завышен.

Подавляющее большинство жителей оплачивают отопление круглогодично, по фиксированному нормативу и цене. В течение какого периода в таком случае не было начислений?

На неделе Мособлеирц опубликовал ещё одно письмо. Если в прошлом сообщении говорилось о долгах за январь, то теперь речь идёт уже о ноябре – декабре 2015 года. 

Тепловые сети от Щёлковских коммунальных систем, к которым подключены теплоснабжающие установки и объекты, с 1 июля 2016 года перешли в аренду к “Теплоцентрали”. А вот договор пере­уступки прав потребления между Щёлковскими коммунальными системами и “Теплоцентралью” был заключён только 6 апреля 2018 года. “Теплоцентраль” по нему приняла право требования к плательщикам. При этом договор по взысканию долгов между “Теплоцентралью” и Мособлеирц заключен днём ранее.

Две коммерческие структуры не могут договориться, а бремя ответственности перекладывают на жителей».

По итогам обсуждения проблем в ЖКХ у представителей Общественной палаты сформировались решения, за которые они и голосовали. Так было предложено: рекомендовать Мособлеирц не включать доначисления в общий платёжный документ; предложить Щёлковскому районному Совету депутатов и администрации Щёлковского района направить самостоятельное обращение в следственный отдел по городу Щёлкову и Щёлковскую прокуратуру по вопросу незаконных и неподтверждённых доначислений; рекомендовать районным депутатам проанализировать порядок выдачи лицензий управляющим компаниям;  рекомендовать администрации Щёлковского района проанализировать деятельность судов для лишения лицензий и повторно разработать дорожную карту для контроля деятельности за управляющими компаниями.

Последний пункт оказался самым весомым:

уведомить администрацию Щёлковского района о том, что при отсутствии положительной динамики в ситуации с управляющими компаниями, отсутствия реагирования на рекомендации Общественной палаты до тридцатого ноября губернатор Московской области будет проинформирован о неспособности администрации осуществлять контроль и управлять ситуацией в сфере ЖКХ.

Добавил информации начальник Управления ЖКХ и благоустройства щёлковской районной администрации Аркадий Собеников:

«По теплоснабжению были многочисленные обращения. В основном они касались отдельных квартир и завоздушивания. Жаловались и на то, что слабо топят. Однако проверки показали, что у многих жителей батареи заставлены шкафами, столами и вещами. 

Сегодня есть кардинальная проблема только в доме № 7 Октябрьской улицы. Здание после капитального ремонта. Подрядчик перепутал стояки: подачу и обратку. Сейчас этим вопросом занимаются».

Выживание, а не развитие

Второй серьёзный вопрос для обсуждения касался объединения Щёлковского района в городской округ.

Председатель Общественной палаты Александр Макаров предложил первым выступить главе города Щёлкова Рушану Махмутову. Тот сказал:

«Мы давно рассматриваем и обсуждаем этот вопрос. Что тут скрывать? Важно, чтобы не только выстраивалась вертикаль власти, но и территория эффективно управлялась. Протяжённость района – 56 километров. Огромный округ! Необходимость создания округа должна идти только от экономической составляющей.

Экономических обоснований мы пока не видели. Знаю лишь то, что 90 процентов налоговых отчислений будет оставаться в бюджете округа. Будут ли у нас при таком раскладе перспективы развития?

Оттого, что мы станем округом, Фряново к Щёлкову на 20 километров ближе не станет. Есть опасность: если мы долго будем думать, то район ещё поделят. Часть за Фрязином отдадим во Фрязинский округ. Надо быстрее рассуждать – иначе опять потеряем территории.

Год уже говорили об этом, но никто и ничего не делал. И сейчас опять нас сжали в срок “до нового года”. Самоликвидируйтесь и идите

само… куда-нибудь. Многие пекутся только о своих местах. Мы, депутаты, ездили смотрели в соседние округа: Балашиху… Реутов, Железнодорожный… Проблем там много. Балашиха богатая. У неё большие налоги с предприятий. В Щёлковском районе таких масштабов нет.

Сейчас у нас бюджет выживания, а не развития. Больше всего опасаюсь делать что-то наскоком. А сколько негатива получим по своему адресу?  Пока это лишь удобно для вертикали власти».

Что делать с общественной энергией?

Член Общественной палаты Олег Широков выступил с докладом. Он рассказал о достоинствах объединения.

«1.    Устранение “двойного” руководства по вопросам культуры, спорта, дорог и ЖКХ.

2.      Экономия бюджетных средств за счёт сокращения администраций городских и сельских поселений, их Советов депутатов, машин и помещений.

3.      Экономия на выборах глав поселений, депутатов Советов депутатов поселений.

4.      Возможность управлять бюджетом в интересах всей территории городского округа одинаково, без дотационных проблем городских и сельских поселений.

5.      Упрощение отношений с правительством Московской области через единое руководство городским округом.

6.      Повышение рейтинга городского округа и получение бо́льших дотаций от Московской области за счёт ликвидации поселений, где главы проявляли неспособность управления и снижали показатели всего района».

Увидел и недостатки:

«Как всегда, штаты под соответствующие полномочия будут сокращены при общем увеличении численности администрации, то есть должности специалистов убавят, а должности руководителей прибавят.

Возникнет документальная неразбериха и длительный процесс постановки имущества на баланс, не оформленного должным образом в поселениях, которое может попросту “пропасть” в результате передачи.

Куда деться расформированным депутатам? Как им распорядиться своей общественной энергией? Куда деться работникам администраций?  Жителям бывших поселений не к кому будет обратиться за поддержкой в шаговой доступности, так как органы власти фактически уходят от населения и концентрируются на значительном удалении от них.

Местная жизнь в информационном отношении умрёт из-за недостаточной активности имеющихся средств массовой информации».

А. Макаров выступил с мыслью, что приоритетом в объединении должен стать комфорт жителей. В качестве антипримера привёл Загорянку:

«А если взять пример, прости Господи, Загорянки, – вроде там и есть восемь дачных посёлков, но это же просто аномалия. Есть там глава? Да нет там… Я до сих пор так считаю… Там что-то непонятное происходит. Меня их партизанский Совет каждую пятницу приглашает на собеседование. И как только я соберусь ехать – они отменяют».

С учётом того, что процесс преобразования будет сопровождаться концентрацией власти и муниципального бюджета в одних руках, Общественная палата приняла решение направить мероприятия общественного контроля в следующем году преимущественно на сопровождение преобразования района в городской округ.

Екатерина КОЛМАКОВА,
корр. «Впрямь».
Щёлково.

_______________________________________

*) См. «Впрямь» № 37/2018: «Стабилиздец».