А ты уезжающий вдаль самолёт…

« Назад

А ты уезжающий вдаль самолёт… 18.11.2018 18:02

Впору заплакать, нет, не от обиды, не от жалости, а скорее от бессилия. Мнение десяти тысяч человек, которые высказались против перемещения музея, веса не возымело.

Официальное название документа, подписанного пятнадцатого октября, – «Дорожная карта обустройства и развития Центрального музея Военно-Воздушных Сил». Именовали-то как красиво! Оказалось, для отвода глаз. Расписано всё подробно, и мероприятия предполагают растянуть до 2020 года, что, впрочем, для таких масштабных работ не так и долго. Второй и третий пункт дорожной карты напрямую говорят, что вопрос переезда Центрального музея ВВС – дело решённое, осталось уточнить детали.

wg35LhihWBoПредполагают создать экспертную фондово-закупочную комиссию, в которую включат представителей ВВС, профильных конструкторских бюро и предприятий авиапромышленности для оценки технического состояния авиационной техники. Комиссия эта и должна будет провести экспертизу технического состояния летательных аппаратов и «подготовить заключение о возможности их транспортировки в парк “Патриот”». Знающие люди говорят, что экспертная комиссия собиралась из разных специалистов уже не единожды, но все они приходили к одному общему выводу, что экспонаты трогать нельзя. За такие не согласные с Министерством обороны решения все они были расформированы.

В четвёртом квартале этого года Минобороны думает определить стоимость страхования музейных предметов, упаковки, транспортировки, а также их приведения в экспозиционное состояние. Однако источник финансирования ещё не найден. Как нет и разрешения от Министерства культуры на транспортировку экспонатов музея. Вот ещё про страхование любопытная деталь: «оформление полиса страхования музейных предметов (при условии выделения дополнительных средств)». То есть уникальные музейные экспонаты застрахуют только в том случае, если на то появятся свободные средства.

Что же будет с землёй монинского музея? Важный и интересующий всех вопрос. Её, согласно документу, «проработают по вопросу передачи в муниципальную собственность (вместе со зданиями)». Высвободится несколькогектарное пространство близ Горьковского шоссе в 25-ти километрах от МКАД. Ну что ж, очевидно, найдут чем занять.

По дорожной карте также становится понятно, что место в «Патриоте» не подготовлено. Ещё только в двухлетней перспективе решение таких вопросов, как определение участка, обеспечение электроэнергией и тепловодоснабжением, выполнение проектно-изыскательских и монтажных работ, архитектурно-художественное решение по строительству здания…

Тем временем «подготовка музейных экспонатов к транспортировке» начнётся уже в этом году.

***

Не первый год длится история с перемещением музея. Разговоры о практически гарантированной гибели основных экспонатов музея – это не измышления критиканов и не попытка навести тень на плетень. Большинство крупных самолётов «Ту­-114», «Ту-­144», «3-М», «М­-50», «Ту­-4», «Ту­-95», «Т­-4» («сотка») и других перевезти на новое место с разумными затратами просто невозможно. А поскольку неразумных никто нести не станет, судьба этих экспонатов будет весьма плачевной. Их либо просто бросят на старом месте, где они после закрытия музея будут растащены на металлолом, либо разрежут болгаркой на части, перевезут в «Патриот», а собрать уже не смогут (как осмысленная сборка, так и разборка таких самолётов возможна лишь при наличии заводских условий, с соответствующей оснасткой и специалистами). В итоге от уникальных экспонатов останется лишь груда металлолома.

Слова экспертов и специалистов это подтверждают. Опытно-конструкторское бюро имени А. С. Яковлева прислало письмо по адресу директора Центрального музея ВВС:

«Специалисты проанализировали состояние экспонатов разработки нашего ОКБ и пришли к выводу:

1) конструкция всех ВС-экспонатов повреждена внутренней коррозией, под воздействием которой и в связи со старением материалов детали конструкции потеряли свою первоначальную прочность;

2) перемещение крупногабаритных объектов, доставленных в музей посредством перелёта через ВПП Военно-воздушной академии имени Гагарина, практически невозможно;

3) сборка и реставрация объектов, доставленных наземным транспортом, производилась без учёта дальнейшего перемещения за пределы территории музея, поэтому разборка для обеспечения допустимых размеров к перевозке повлечёт за собой повреждения конструкции. Восстановительный ремонт в последующем повлечёт за собой значительные финансовые и трудовые затраты;

4) считаем, что перемещение ВС-экспонатов музея разработки ОКБ им. А. С. Яковлева нецелесообразно и может привести к потере уникальных экспонатов, имеющих историческую ценность и играющих большую роль в патриотическом воспитании молодёжи».

ОАО «Туполев» в письме заявляет:

«На открытой стоянке Центрального музея ВВС Монина находятся в экспозиции 20 летательных аппаратов, созданных лично и под руководством генерального конструктора А. Н. Туполева. В экспозиции собрана коллекция от первого планёра, который был построен ещё в студенческие годы А. Н. Туполева, до современного сверхзвукового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла.

Разборка самолётов на крупные части проблемы не решает, так как части конструкции, даже разобранные по стыковочным узлам, превышают размеры, допустимые к перевозке наземным транспортом из-за невозможности проехать под мостами, путепроводами, линиями электропередач. Расчленение конструкции на более мелкие части приведёт к невозможности последующей сборки, так как для этого нужны заводские условия. Стоимость таких работ превысит стоимость работ по постройке самолёта заново.

На основании вышеизложенного считаем, что экспонаты Центрального музея ВВС г. Монино не подлежат транспортировке».

Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина поддерживает коллег:

«Большинство самолётов прибыло в музей своим ходом, совершив посадку на аэродром Монино. Хранение, текущий ремонт и реставрация ставших экспонатами музея летательных аппаратов проводились без учёта возможной разборки и транспортировки к новому месту хранения.

Транспортировка экспонатов музея нецелесообразна и может привести к потере уникальных летательных аппаратов».

Авиационная холдинговая компания «Сухой» сообщила:

«При осмотре выявлено, что на обшивках агрегатов планёров большие повреждения лакокрасочных покрытий, во многих местах коррозия. На узлах шасси, управления – ржавчина. Все болты крепления, выходящие на поверхность, не удаётся вывернуть.

В таких условиях осуществлять перебазирование не рекомендуем».

Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева вступился за свои самолёты:

«Центральный музей ВВС в настоящее время является национальным достоянием нашей страны.

Если сейчас самолёты настоящие, с действующими узлами и механизмами, то после разборки / сборки они, возможно, и будут внешне выглядеть как самолёты, но, по сути, превратятся в муляжи, которые не будут иметь ни технической, ни исторической ценности.

Таким образом, перебазирование Центрального музея ВВС равносильно его уничтожению».

Двадцать восьмого ноября Центральному музею ВВС в Монине исполняется 60 лет. Даже не дали ему спокойно уйти на пенсию.

Екатерина ПОШИВАЛОВА,
корр. «Впрямь».