Вторительно

« Назад

Вторительно 22.04.2019 17:34

Публичные слушания по Уставу городского округа Щёлково, прошедшие пятнадцатого апреля во Дворце культуры, вызвали нешуточные эмоции публики, заполнившей зал.

Все накалённых полтора часа, в которые вместилось это мероприятие, я не мог отделаться от вопросов: «Почему столько гражданских недовольств? Откуда они? Кто даёт им повод?»

IMG_6039 Председательствующая на собрании Надежда Суровцева сообщила, что в комиссию Совета депутатов поступило сорок письменных обращений жителей с предложениями внести ту или иную формулировку в готовящийся Устав.

Начальница юридического управления Елена Суслина зачитала правовые обоснования для обсуждения Устава городского округа Щёлково. Канцелярские конструкции, из которых было составлено её сообщение, утяжелялись назойливыми и, очевидно, ненужными повторами типа «преобразование муниципальных образований, образованных на территории», мешали ясности понимания излагаемого. Однако из её выступления следовало, что согласие всех городских и сельских поселений, ныне входящих в состав городского округа Щёлково, было получено и 9 января 2019 года областной закон об организации названного городского округа вступил в силу, а статусы бывших на его территории муниципальных образований утрачены.

***

Поначалу у сцены некий господин из Загорянки по фамилии Кондрашкин пытался разжечь собравшихся. Суровцева унимала его – он садиться на место не желал. Депутат Щёлковского районного (или теперь уже окружного) Совета Александр Штырлов («Справедливая Россия») громко вопросил:IMG_6044

– Помочь увести, что ли?

Суровцева ответила:

– Не надо.

И была права: только потасовки не хватало!

Тут же поднялся для выступления сам Штырлов. Он сказал, что «новые особенности, касающиеся именно городского округа, в проекте Устава отмечены в полном объёме», что «никаких особенных изменений в сравнении с районом и городом Щёлковом тоже нет».

Внимание присутствующих Штырлов заострил на количественном составе будущего Совета депутатов, который предлагается ограничить числом 25.

– Маловато, – сказал он и пояснил: – Если вспомнить, что у нас депутатов во всех поселениях (в городе и районе) порядка ста пятидесяти, даже, может быть, и больше, то сейчас 25 депутатов – это будет просто смерть, смерть работы. То есть работы не будет. Поэтому наша фракция предлагает иметь минимум хотя бы 30 депутатов. Десять по спискам, по партийным, и 20 депутатов – по территориям. Предложенный областными структурами вариант распределения городского округа Щёлково на три или на пять секторов всего-навсего тоже не очень хорош. Если мы сектора нарежем равномерно, то получится, например, Фряново и деревни около него – это одна жизнь, а Щёлково – это жизнь другая. А если будет три или пять секторов, сами посудите: хвост сектора на периферии (во Фрянове), а голова здесь, у нас, где дома многоквартирные. А там – деревушки и так далее. То есть такой вариант формирования Совета депутатов будет нарушать законные права граждан, живущих в небольших населённых пунктах. Вариант, когда будет три сектора или даже пять, чреват нарушениями. Не надо вызывать самим же эти нарушения. Кроме того, в проекте есть несколько неточностей если, допустим, будет 30 депутатов, на освобождённой основе смогут работать три депутата: председатель и два заместителя, что, в общем-то, совершенно необходимо будет, наверное. Поэтому в проекте надо предусмотреть множественное число прилагательных, существительных там, где два заместителя будут. И последнее… Да всё сказал. Желаю успехов! Будем бороться дальше.

***

Опять – теперь уже с разрешения председательствующей – вышел уже упомянутый Игорь Кондрашкин из Загорянки и сказал:

– Общественный совет поселения Загорянский обращает ваше внимание на существенные нарушения в ходе подготовки данных публичных слушаний. По нашему мнению, в связи с многочисленными нарушениями федерального закона 131, а также порядка проведения публичных слушаний в городском округе Щёлково… Какие же нарушения? Давайте посмотрим. Статья 28­-я, раздел 4­-й 131-­го закона определяет заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о месте и времени публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом. Советом депутатов городского округа Щёлково принято решение утвердить порядок публичных слушаний и опубликовать в газете «Время». После этого решения вышли номера 13, 14, 15 – никаких упоминаний о публичных слушаниях в этих номерах, которые поступают в свободную продажу, нет. Это прямое нарушение решения Совета народных депутатов. Также было ещё одно решение Совета депутатов: опубликовать в газете «Время» проект Устава городского округа Щёлково. Это решение также не было выполнено. Ни один из перечисленных документов не был опубликован в газете «Время» в выпусках, поступивших, подчёркиваю, в продажу. Эти документы имелись на сайте администрации. Однако многие из наших жителей не имеют возможности пользоваться Интернетом, а значит, они были изолированы от обсуждения проекта Устава и им не известны результаты этих обсуждений. Фактом публикации, по мнению администрации, является выход спецвыпуска газеты «Время» под номером 13/2. Данная публикация не может считаться официальной, так как разошлась между сотрудниками администрации, а в свободную продажу не поступала. В решении Совета депутатов было ясно написано: опубликовать в газете «Время». Ни о каких спецвыпусках речи нет. Мы считаем, что данное нарушение федерального закона 131 носит умышленный характер, чтобы изолировать население от информации о новом Уставе и принять тот Устав, который устраивает администрацию. Наш общественный совет сообщил об этих нарушениях в Щёлковскую городскую прокуратуру. Слушания должны быть перенесены.

***

Взял слово житель посёлка Лосиный Остров-­1, что рядом с селом Оболдином, Вячеслав Козлов. Он проинформировал собравшихся о том, что администрация до сих пор не может решить, на какой земле располагается их посёлок.

– Либо мы относимся к администрации города Загорянки (? – В. В.)… Хотим понять, какие земли будут входить в состав щёлковского городского округа, попадём ли мы туда. Нас полторы тысячи домов. 

Валентина Григорьевна (фамилию она произнесла невнятно) с Парковой улицы высказалась так:

– Будущий Совет депутатов обязан представлять наши интересы. Те, кто думает, что главным является глава… то это неверно. Именно Совет депутатов принимает решения, которые обязаны исполнять глава и администрация. Поэтому жизненно необходимо учитывать и федеральные законы, и международные правовые нормы, чтобы жители через своих депутатов эффективно озвучивали и защищали собственные интересы. Депутаты должны выражать в принимаемых правовых актах, добиваться исполнения норм. Подчёркиваю: Совет депутатов городского округа вовсе не подчинённое главе и администрации звено, а высшее звено городского округа. Уважаемые депутаты, прислушайтесь к предложениям жителей, не забудьте учесть при принятии Устава все наши предложения. Надеемся на ваш здравый смысл.

***

Выступивший далее Арутюн Восканян огласил предложения, в которых ряд мест Устава порекомендовал записать в иной, несколько отличной редакции. Например, сказал, что из сочетания «в соответствии с действующим законодательством» слово «действующим» следует убрать.

Щелковчанка Юлия Акиева ещё раз сакцентировала внимание пришедших на количестве депутатов Совета городского округа Щёлково.

– В Московской областной Думе 50 депутатов на семь миллионов населения, – сказала она. – В нашем округе проживает 200 тысяч человек. Наверное, вполне достаточно 25 депутатов. Может, будем не увеличивать количество, а качество?

Следующий оратор Евгений Копышта оказался тоже из Загорянки. Он предложил включить в круг интересов, отстаиваемых депутатами округа, не только тех, кто проживает в нём, но и собственников недвижимости.

– У нас в Загорянке, например, – сказал Копышта, – девять тысяч жителей. При этом их количество возрастает до тридцати тысяч в дачный сезон. Собственники недвижимости пополняют местный бюджет, а политических прав при этом не имеют никаких. Давайте запишем в Устав, что и собственники имеют право участвовать в работе территориальных органов местного самоуправления. В статье Устава о депутатах не говорится, чьи интересы они выражают. У нас в Загорянке прошли публичные слушания. Почти четыре тысячи подписей собрали. Мы все против объединения, а депутаты голосуют «за». Так чьи интересы выражает Совет депутатов?

Ольга Козлова поддержала предложение ограничиться числом 25 в Совете депутатов.

IMG_6052 Щелковчанин Евгений Панфилов предложил исключить из Устава слова о выборах депутатов по партийным спискам, а всем баллотироваться по одномандатной системе. Кроме этого, он заметил, что в соответствии с Конституцией должны быть прямые выборы главы городского округа Щёлково.

***

Андрей Сиротин сказал:

– У нас почему-­то всегда недовольна Загорянка. От неё выступает инициативная группа. А я тоже знаю многих жителей Загорянки. Они довольны тем, что всё идёт вперёд, на развитие. Я понимаю, что на Загорянке есть люди, которые имеют квартиры в Москве. А приезжают на Загорянку, хотят, чтобы у них там был загород. Школ они не хотят, спортивных со­оружений не хотят – хотят, чтоб тишина у них была. Но я не об этом. Я о 25-­ти депутатах. Я считаю, что это вообще потолок. Очень даже много. Хватит кормить уже бездельников!

– Ну спасибо вам! – воскликнула Суровцева на фоне всеобщего смеха.

А Сиротин продолжил:

– Я считаю, что назначать главу – это правильно. Назначили – сняли. А выборы – это на пять лет, до следующих выборов.

Сергей Говоруха из посёлка Бахчиванджи сказал:

– Касательно количества депутатов я в корне не согласен с предыдущим. Депутат местный – это тот помощник жителей, тех бабушек, дедушек. Они бегут к своему депутату. Вся работа идёт на местных депутатах. Товарищ сказал: «Хватит кормить!» А они ж бесплатные у нас, депутаты-то! Кроме председателя и заместителя. Все остальные бесплатные! Какая тут тогда оптимизация? Да никакой! Наоборот надо делать, чтобы в каждом микрорайоне большом, в каждом селе крупном был обязательно свой депутат, к которому жители могли прийти, как к отцу родному.

***

IMG_6056 Щелковчанка Елена Рязанкина сказала:

– Наверное, из нашего количества жителей, развитых жителей, мы могли бы сами избирать своего главу. У меня вот такое предложение: надо нам стараться своего главу избирать самим. Есть у нас такие! А второй вопрос – такой скользкий. У нас муниципальным служащим гарантируется выплата премий по результатам службы, выплаты к знаменательным датам, выплаты в случае рождения ребёнка, погребения… Я считаю, что эти статьи расходов в городе Щёлкове надо пересмотреть. Ряд из них вообще исключить, а если не исключить, то подвести какие­­-то сокращения.

Щелковчанка Светлана Баранова высказалась по поводу процедуры публичных слушаний:

– В проекте Устава записано, что население должно быть извещено о публичных слушаниях, но не написано, каким образом. Две трети жителей не пользуются Интернетом и не имеют возможности купить газету «Время». Так что, пожалуйста, внесите это: как вы будете оповещать население о проведении публичных слушаний. Жители не знают, жители не могут участвовать в жизни и управлении городом. Это первое. Второе – по поводу избрания главы округа. Я считаю, что оно должно быть закрытым. Вся деятельность пусть будет открытой, публичной и так далее, но голосование должно быть закрытым. Не надо нам формировать оппозицию. Проголосовали, а дальше работайте открыто. Глава городского округа во время всего срока своей работы должен проживать в городском округе Щёлково. Не приезжать сюда на работу – приехал-уехал, а именно проживать постоянно.

***

– Добрый день! Я из Загорянки, но я не про Загорянку, – сказал Валентин Слесарев. – Я про город Щёлково. Я проживаю здесь с три­дцать восьмого года. Я хочу сказать по поводу нынешних публичных слушаний. Первое – мы поторопились с объяснением этого вопроса. Когда решался вопрос о местном самоуправлении, то был переходный период в количестве пяти месяцев, и уставы принимали сами депутаты, под себя. Теперь мы принимаем Устав, а придут работать совершенно другие депутаты. Я хотел бы, чтобы это было учтено. В законе – в 131­-м – указана не та категория публичных слушаний. Этот вопрос неоднократно поднимался в Государственной Думе. А заключается он в том, что публичные слушания имеют рекомендательный характер. Вот мы тут сидим, спорим, а потом скажут: «Да это рекомендательный характер!» И примут такое решение, какое им нужно. Я хотел бы предложить, чтобы мы настояли, даже обратились в Госдуму, чтобы они (депутаты. – В. В.) ускорили внесение изменений в 131-й закон с тем, чтобы решения публичных слушаний имели обязательный характер. Второй вопрос. У нас в проекте Устава записано, что заместителей и других чиновников администрации назначает глава округа. К чему это приведёт? Существует закон № 25 от седьмого года о муниципальной службе. У нас глава принимает чиновников на службу без конкурса. Так в Загорянке были приняты семь человек незаконно. В городе Щёлкове господин Валов принял десять человек на одну должность – это зам по ЖКХ – которых потом всех уволил. Чтобы этого не было, чтобы мы не теряли время на организацию хозяйства, я предлагаю: обязательно все чиновники администрации высшего ранга принимаются только по закону № 25, то есть через конкурс. У нас есть свои люди, к нам не будут попадать залётные чиновники, мы выберем тех, кого мы знаем и кто будет работать. Ещё два слова по поводу Загорянки. Загорянка – она у вас не прислуга. Мы – Загорянка – платим 70 миллионов рублей в бюджет. Эти деньги уходят не к нам – они уходят в город Щёлково. Тут идёт благоустройство, всякие другие вопросы. А наша Загорянка повисла как бы в воздухе. Мы даже не знаем, как с нами быть и куда будут отчислять наши деньги.

Жительница деревни Огуднево Оксана Никитина сказала:

– Проект Устава достаточно прозрачен, понятен. Если мы сейчас переходим на электронный документооборот, значит, Интернетом пользоваться можно. Ещё хочу сказать, что назначенный глава будет помнить, что его недобросовестная работа будет чревата последствиями: как назначили, так и снимут.

***

Депутат Совета городского округа Щёлково Сергей Варгузов сказал:

IMG_6064 – Сегодняшняя активность как никогда по сравнению с предыдущими слушаниями. Сегодня некоторые выступающие акцентируют внимание на сокращении количества депутатов. Какие они плохие! И единственный этот вопрос вызвал бурные аплодисменты в зале. Я уже неоднократно отмечал, что в средствах массовой информации практически не отражается деятельность депутатов – и, естественно, создаётся впечатление, что это дармоеды, которые ничего не делают. Мне, который уже неоднократно избирался, обидно. Можно сокращать количество депутатов, но тогда нужно улучшать их работу. Но, к сожалению, что я пишу запрос, что бабушка, – приходит один и тот же ответ. Поэтому надо не принижать полномочия депутатов, а увеличивать. Я говорю это не для того, чтобы персонально чьи-то интересы защищать. Сегодняшняя реформа, которая у нас происходит внутри городского округа… Казалось бы, надо посмотреть, а что у нас не так за эти годы происходило. К сожалению, тот проект Устава, который нам представили, – это фактически тот же самый Устав, который был в Щёлковском районе. Никто никакой глубокой аналитики не проводил. Сегодняшние выступления многих товарищей говорят о том, что они хотят, чтобы были внесены поправки в улучшение жизни Щёлковского района. Если вы внимательно смотрите на показатели, которые есть в Щёлковском районе, то за последние несколько лет Щёлковский район теряет свои позиции. Когда-то он входил в тройку самых лучших районов Московской области. Поэтому возникает вопрос о создании органа, который координировал бы деятельность промышленных организаций, оказывал воздействие на администрацию и помощь, больше даже помощь на развитие экономического, промышленного и сельскохозяйственного развития. В сегодняшнее время директорский корпус Щёлковского района… мы вообще его не видим. Если посмотрите местную газету, которую сегодня упоминали, то фактически она отражает деятельность только трёх людей: это губернатора Московской области, главы Щёлковского района и председателя Совета депутатов. Иногда к ним добавляется депутат областной Думы Шапкин. Всё! То есть те проблемы, в которых мы живём, – они остаются вне обсуждения населения. Я предлагаю в Уставе всё же оставить 30 депутатов. Это немного. В советское время было 450 депутатов, после – 165. То есть фактически мы не имеем представительства населения в полном объёме. И предлагаю в органы местного самоуправления записать на общественных началах совет директоров коммерческих организаций. Также – увеличение контроля функций Совета депутатов за администрацией. Обратите внимание: по всей стране те, кто занимается местным самоуправлением, отмечают, что этот институт сокращается. И вот совсем недавно прекратила существование газета «Самоуправление», которую издавали в Обнинске.

***

Игорь Королёв из Нового городка сказал:

– Жители Нового городка – четыре из пяти – проголосовали против объединения. И другие поселения против голосовали. Вот так учитывается мнение. По поводу депутатов. От каждого селения должен быть депутат, да чтобы он проживал здесь как минимум лет десять. Чтобы был человеком, который знает этот район. Выберется депутат в Монине. Откуда он знает Новый городок?IMG_6068

Директор восьмой школы Марина Дерягина, обызвестковав все местные названия, представилась по-мужски:

– Я житель города Щёлково. Как житель имею право. Я не могла не высказать своё мнение: 25 человек депутатов – это целесообразное число. Зависит не от того, где он проживает: в Монино, в Щёлково, во Фряново, на Загорянке. Если он пришёл на эту должность, если он хочет работать в городском округе Щёлково, – значит, он должен знать все проблемы городского округа и должен по мере их решать. Без этого тогда депутату нечего делать. Это первое. И второе. Мы знаем, что мы можем отозвать по закону полномочия главы городского округа, если он избран не на конкурентной основе. Но вы сами знаете, какая это длительная процедура. Но если гражданин предлагает свою кандидатуру на конкурентной основе (это право каждого гражданина), он должен понимать, что должен отвечать за свою работу качественно.

***

Было и ещё немало выступлений, среди которых категорично высказался житель Загорянки Михаил Бондаренко: он считает, что Устав в том виде, в каком он представлен общественности, принимать нельзя. Бондаренко призвал видеть основу жизни округа: производства. А от них – планировать развитие территорий. Мнение народа необходимо ставить в основу административных действий.

Депутат Совета городского округа Щёлково Елена Мокринская (КПРФ) заключила:

– Устав, который мы сегодня обсуждаем, совершенно идентичен Уставу Щёлковского муниципального района. В принципе, там все статьи совпадают.

О депутатах сказала так:

– Если жители не знают своего депутата, это значит… Ну, не знаю, что это значит. Это значит, что депутат не настолько активный. Если меня будут закрикивать, то мы все понимаем, кто и как закрикивает. Так вот по количеству депутатов. В 2017 году я избиралась в депутаты по городскому округу Лосино-Петровский и выиграла. Но сделала выбор: отдала свой мандат и перешла сюда. Там (в Лосино-Петровском. – В. В.) было так же, как и сейчас нам предлагают: 25 депутатов. Это на 30 тысяч населения. У нас в городском округе Щёлково практически 180 тысяч населения. И протяжённость тоже… Вы представляете себе. Нам предлагает сейчас область: три многомандатных округа по пять депутатов (по 50 тысяч населения каждый) и 10 депутатов по списку от партий. Надо, чтобы в округе было 30 депутатов. Это устроит всех. Кто-то здесь сказал: экономия бюджета. Депутаты не получают заработную плату, они получают компенсацию. Минимальную. Никакой бюджет это не утянет. Прошу поддержать.

***

– Протокол публичных слушаний, – сказала в заключение Суровцева, – будет направлен в Совет депутатов для рассмотрения по существу.

Владимир ВЕЛЬМОЖИН.
17 апреля 2019.
Щёлково.