Через песню и пляску – к постижению России

Главная \ Редакция \ Владимир ВЕЛЬМОЖИН \ Статьи Владимира ВЕЛЬМОЖИНА \ Через песню и пляску – к постижению России
« Назад

Через песню и пляску – к постижению России 19.10.2018 00:28

Дважды Краснознамённому ордена Красной Звезды академическому Ансамблю песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова исполнилось 90 лет. В честь юбилея пятнадцатого октября на основной сцене Большого театра России прошёл торжественный вечер-концерт, названный «Большой александровский марш».*)

IMG_4151Я был на этом великом концерте великого Ансамбля. Внимая артистам в смешенье печали и счастья, пережил миг эпической соборности.

Был поражён (словно впервые услышал) «Священной войной» Александрова и Лебедева-Кумача. На словах

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать –

расплакался: не мог не откликнуться на страстную тревогу пения, ощутил личную, живую причастность к судьбам Отчизны и знал в эти ми00bd5cbaa58b10355dfe3341b2da994ce63f04d3нуты, что после концерта будет мне время думы и молитвы.

Песня-призыв накатно наплывала, и как бы увиделся исторической памятью Белорусский вокзал летом сорок первого года. Одна из четырёх групп Ансамбля, руководимая Александром Васильевичем Александровым, временно оставалась в Москве (три другие уже выехали на фронт). Весь вокзал был заполнен военными. На них новое, ещё не при­гнанное обмундирование. У многих винтовки, пулемёты, сапёрные лопатки, противогазы. В зале ожидания сколочен дощатый помост. Артисты Ансамбля поднимаются на него и, слыша многолюдный шум, отрывистые команды, звуки вокзального радио, ощущают сомнение: как в такой обстановке выступать? Ведущий объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война».

Его слова не слышны. Александр Васильевич поднимает руку – и зал плавно затихает. Ко второму куплету наступает полная тишина. Все воины, убывающие на передовую, встают. На их глазах слёзы.

Песня кончилась – бойцы потребовали повторить её. Пять раз прозвучала она в тот незабвенный день июня сорок первого года.

И наш современный зал обновлённого Большого театра, слушая песню, тоже встал. Повторилось мгновение, описанное Константином Фединым в романе «Костёр»:

«…Наперекор разности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжествен, как гимн, призывен, как походный марш. По залу пролетело едва приметное шевеление в ответ на музыку голосов, и всё больше ртов неслышно вторило ей… Пастухову (герою романа. – В. В.) уже казалось, что он поёт вместе с хором, вместе с залом – поёт с Красной Армией, повелительно чеканящей от слова к слову новую песню:

Идёт война народная,
Священная война».

***

И вот уже откуда-то издалёка словно ветерок доносит чуть слышимое:

До свиданья, города и хаты, –
Нас дорога дальняя зовёт.
Молодые, смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.

Это песня Матвея Блантера и Михаила Исаковского – наших родных песенников, сочинивших и «Катюшу».

Поют александровцы, песня приближается, набирает силу. Голосистые воины идут мимо нас, и слышится непреложное:

Мы развеем вражеские тучи,
Разметём преграды на пути,
И врагу от смерти неминучей,
От своей могилы не уйти.

Без уныния, тоски и печали звучит расставальная тема войны – в ней вера в победу, надежда на возвращение и любовь: жгучая, до самоотрешения любовь к Отечеству. 

Красноармейцы прошли, песня замирает, растворяется в безбрежье далей России, сходит на нет.

***

Из чуткой тишины выплывает нежный, как голубой атлас, голос выдающегося певца современности Вадима Ананьева. Полились начинающиеся с припева «Соловьи» Василия Соловьёва-Седого и Алексея Фатьянова, наполненные не теряющим своей силы лиризмом и сердечной участливостью к воинам.

Ананьев – художник градусом не ниже Евгения Беляева, в своё время околдовавшего нас исполнением этой п1_TgI5os7HIесни, – находит свои, неизъяснимой красоты нюансировки, в которых тончайшая деликатность, ласковое сочувствие и хрупкость короткого затишья.

Голос Ананьева (воспользуюсь сравнением Гоголя) точно разымчивый хмель: слушать – не наслушаться, пить – не напиться. В нём отразилось высшее современное развитие песенного вкуса. Слушая этого певца, смешавшего после трагической гибели александровцев в авиакатастрофе своё одиночество со звёздами и промыслительно сохранённого России Господом, чтоб песню не осиротить, – мы пронизаем его открытую невыносимость разрывной боли и вместе понимаем: искусство, идущее от сердца, сильнее политики.

***

На сцену со «Смуглянкой» Анатолия Новикова и Якова Шведова выходят Алексей Скачков и Роман Валутов. Мозг пронзает обжигающая память о Викторе Санине и Евгении Булочникове – недавних исполнителях этой трудно пробивавшейся к зрителю песни. Они упокоились в водах Чёрного моря...

Но приступ печали смягчается музыкой. Ведь Ансамбль Александрова – это же песенный олимп России. А на Олимпе, как подмечено, слёзы излишни.

Сочинённая в традициях молдавского фольклора лирическая игровая «Смуглянка» в новых голосах завладевает нами.

Пускай же вечно живёт в нас

Клён зелёный, да клён кудрявый,
Да раскудрявый, резной!

***

А Победа­то пришла! Домой, братцы, домо-ой! Солист Сергей Кузнецов, наполненный праздничным волнением и счастьем возвращения, поёт «Ехал я из Берлина» Исаака Дунаевского и Льва Ошанина, в своё время говорившего об этой песне:

«Я очень ярко представлял такую картину: молодой русский солдат, лихой парень с выбившимся из-­под пилотки золотистым чубом, широко улыбаясь, стоит в кузове видавшей виды фронтовой машины, которая мчит его к родному дому, к невесте».

СвФото-Известия-Павел-Бедняковежий, раздольный, мощный голос артиста Кузнецова ещё раз убедил меня: да, мой пожизненный берег там, где музыка александровцев. Они остаются на сцене времени. Мы слушаем не только их песни, но и то, что́ за этими песнями. Как определил поэт, слушаем свою память. Всенародным слухом слышим, всенародным откликом откликаемся и высокодостойно понимаем:

«Все, кто погиб от руки фашизма, – при всех перипетиях всегда будут оставаться в числе народа» (Егор Исаев).

Но как же сладко­былинно для тех, кто возвратился, было прокрикнуть от калитки в дом:

Эй, встречай,
С победой поздравляй,
Милыми руками
Покрепче обнимай!

***

Волнующе прозвучала «Песня о тревожной молодости» Александры Пахмутовой и Льва Ошанина.

Ведь правда, нетускнеющая правда:

Жила бы страна родная –
И нету других забот.

Из тишины достали александровцы эту песню, бережно развернули её смыслы и будто прибавили нам гражданской силы. Они честны перед временем и своим искусством обязывают нас соответствовать. Они не связывают, а сращивают две всевеликие доли: Советского Союза и России. И мы, их слушая не наслушаясь, вдруг радостно оjzlrfgwy3_Aсознаём: время для счастья – сейчас!

После этой песни пришли в мой ум омолаживающие слова Равиля Бухараева:

Тогда глаза раскроешь настежь
и счастье ощутишь в одном:
что ты живёшь,
здоровый насмерть,
на этом свете проходном!

***

Опять появляется Ананьев. Он поёт русскую народную песню «Коробушка» из поэмы Некрасова «Коробейники». Какое упоение жизнью показывает! Голос Вадима Петровича, словно бы поюневший специально для некрасовского шедевра, наполнен сплошной любовью. Она разлита артистом во всём мелодийном пространстве с такой щедростью, так победителен её напор, что понимаешь: нет девичьей силы, способной не поддаться ей.

Ананьев с его магнетизмом просторного – во всю вселенную – голоса благо­уветливо выпевает свершившееся:

Знает только ночь глубокая,
Как поладили они… –

и, взывая к природе, заклинательно просит за любовников:

Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани.

Старинная песня в обработке народного артиста России Игоря Раевского исполнена Вадимом Ананьевым с таким интимно­прочувствованным, личностным отношением, что возвратила мне молодые желания счастья.

***

Концерт без баса – всё равно, что дом без основания. И бас явился: народный артист России Валерий Гавва. Он исполнил два шедевра: русскую народную песню «Вдоль по Питерской» и старинный романс «Очи чёрные». Огромной художественной мощи артист предстал пред нами. Две песни – два маленьких спектакля, вместивших весе4hIrKEyDcKUлье удалое русского характера и его сердечную тоску. Глубокий, на нижних регистрах доходящий до невероятной густоты, роскошный, сильный голос Валерия  Николаевича, отмеченный обертонами и совершенно ненасытимый: наслаждаться и не насладиться певческим пленом Гаввы. Я кричал на весь зал: «Ещё-­о-­о!»

***

Но тут вновь появляется Ананьев. Его представляет фигуристка Ирина Роднина, полвека назад феерично откатавшая свою звёздную программу под русскую народную песню «Калинка».

Признаюсь, я не слышал большего певческого чуда, чем «Калинка», разгаданная Ананьевым до упоительных смыслов, которые отворяются Самим Богом. Он проник в тайну России и поделился ею со всеми нами. Бесконечное приволье открывается заворожённым взорам; сердца наши, наполнямые поэтическим восторгом, впитывают соловьиную красоту; и, как щемительно заметил Егор Исаев, «далью великой окатывает: Ро­ди­на!»

Что такое «Калинка» в исполнении Ананьева? Это срез русского духа. Слушая её, вслушиваясь в неё, наполняясь ею, убеждаешься: да, гений больше, чем «сейчас».

Народный артист России Вадим Петрович Ананьев – на утешение всей стране.

***

В конце вечера Ансамбль исполнил «Александровскую песню» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. За полированным, суровым роялем сама Александра Николаевна. Николай Николаевич – в ложе у сцены. Хор и солисты Алексей Скачков и Роман Валутов поют гимн своему Ансамблю:

Александровская песня
Шла дорогами войны.
Этой памяти священной
Мы по-прежнему верны.
Александровская песня –
Полноводная река.
Александровская песня –
Эта песня на века.

И верится, что впрямь на века, и плачется облегчённо.

А песня уходит в припев:

И в бою, и в строю
Будем Родине служить!
И пока жива Россия,
Наша песня будет жить!

Будет, если сохраним её – песню-то, если в забвение не войдём.

А пока поблагодарим главного хормейстера коллектива народного артиста России Сергея Соколова.

***

Танцевальная группа Ансамбля тоже была отточенно хороша. И «Казачья кавалерийская» Бориса Александрова, и «Матросская барыня» Самсоненко, и «Запорожцы» Шаца – всё летуче, легконого у девушек­танцовщиц и уверенно, мужественно у сильной половины. Головокружительное наслаждение глядеть их. Очевидно, они очень даже заслуживают отдельного слова, в коем многих следует отразить поимённо. За их развихрённое, содержательное разноцветье – благодаренье главному балетмейстеру Ансамбля народному артисту России Олегу Артамонову, соделавшему выдающуюся работу.

***

Но, конечно же, самое большое восхищение – нынешнему художественному руководителю Ансамбля полковнику Геннадию Саченюку, заслуженному работнику культуры России, народному артисту Северной Осетии.

Он за короткое время привёл вверенный ему художественный коллектив к бесспорным высотам искусства. Он знает цель и ведает смысл: что, зачем и куда. Он понимает, что беглость пальцев по баянным кнопкам не заменит чувств, ему надобны снопы огненных звуков. Он грустен: очевидно, в неуспокоенной памяти его ещё не зажившая рана.

Всё тот же любимый мною Егор Исаев, покойный ныне друг, говорил:

«Деревенская кузница и могучий Урал единятся в большом, вседержавном железе, семь тысяч больших и малых рек единятся в величавой Волге».

А я добавлю:

все лучшие песни России единятся в Краснознамённом Ансамбле Александра Васильевича Александрова.

***

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, зачитавший поздравление с юбилеем прославленному коллективу от президента Владимира Владимировича Путина и лично приветствовавший александровцев, смотрел весь трёхчасовой концерт до конца, до «Прощания славянки». У него на культуру время есть. А из наших местных чиновников я не упомню никого, кто пробыл бы до занавеса. И областные депутаты умучивают. Соберут, например, обманутых дольщиков на разговор, да через четверть часа и утекут: дескать, вы тут поговорите, а мы пошли. Так что наш Шойгу показал редкий и добрый пример.

***

Поздравляющие коллективы тоже были: Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого с вокально-хореографической композицией «Утушка луговая», растеплившей сердца; Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной с девичьим хороводом «Реченька», составленным народной артисткой Советского Союза Мирой Кольцовой из сплошных очарований; балерины Большого театра…

***

Девяносто лет. Оказывается, рождение Ансамбля исторически совсем недалеко. Я помню его выступления с детства, когда коллективом руководил народный артист Советского Союза генерал-майор Борис Александров – сын основателя Ансамбля.

Золотые голоса тех моих волшебных опьянений навсегда со мною: народные артисты Советского Союза Евгений Беляев и Иван Сергеев, народные артисты РСФСР Иван Букреев и Вадим Русланов. А ныне – Вадим Ананьев и Валерий Гавва. Пускай же звучит широко и долго «Песня о России» Бориса Александрова и Юрия Каменецкого в исполнении Максима Маклакова – красивейшего баритона, утешившего нас державной правдой страны.

Все, чьи имена вплетены в девяностолетнюю историю великого Ансамбля, через песню и пляску ведут нас к постижению России.

Владимир ВЕЛЬМОЖИН.
16 октября 2018.

__________________________

*) Работы В. Н. Вельможина, рассказывающие об Ансамбле имени А. В. Александрова: «Впрямь» № 4/2016: «В хоровом армейском упоении»; №47/2016:  «…И чтобы песня жила»;  №3/2017: «Небесным заревом подсвеченная»; № 3/2018: «Музыки хватило – и слова нашлись».