Блеск пугающих возможностей

« Назад

Блеск пугающих возможностей 04.09.2018 17:49

Давно уже – шестнадцать лет – я в качестве учителя не встречаю начало учебного года. Но всё-таки по природному влечению прихожу на линейку в День знаний то в одну, то в другую школу. Смотрю на волнительную мельтешню новопризванных школяров, украшенных букетами, и, сочувствием обременён, провижу их судьбы. Одним – судьба вознести и возвеликолепить себя, другим – познать правду, которую никому не рассказать, третьим – способность услышать тишину… И всем – понимания непрочности житейского покоя.

А сегодня они, отмеченные девственностью незнания, к которому мы, учителя, отнесёмся с уважением, стоят в многолюдном строю – от класса «А» до класса «Е» – и растерянность не сходит с их лиц.

Но пьянящий сквознячок школьной жизни быстро завладеет ими; и станут они узнавать-понимать, что́ значит до, а что после, где перед, а где за, почему за вторником – среда… Они поймут, что отдельно книга и душа. Залюбуются полётом крылатых букв. Станут писать-выписывать, отмечать-сочинять. Вот только бы что́ однажды блеснуло в чернилах, то навеки осталось в крови.

Мы, взрослые, пожившие в вольную волю, всё чему-то учимся, да подчас толку не видать.

Потому и хочется, чтобы у них, у сегодняшних перваков, толк был виден. Лишь бы ощутили они в себе упорство – то самое, личное, которое победит упорство судьбы.

***

Школьные годы – это время взаимных одолжений. Важно почислить себя их сторонником. Школа, если она настоящая, научит жить всею жизнью, а не одним днём.

У учителей две главные задачи: научить учеников говорить и натренировать читать. Очень часто этих задач в школах не решают – и тогда выпускаются из них ребята с приглуповатыми физиономиями. А надо бы помнить, что умное выражение лица идёт подавляющему большинству.

Сколько дивных мигов случится первоклассникам пережить, осмыслить!

Мой друг поэт Лев Болеславский утверждал, что

Каждый миг — рубеж, и в нём
Причины вечные и цели.

К высокой цели не без основополагающей причины – путь школьника от первого до одиннадцатого класса. Ныне семилетние лицеисты – шесть первых классов, – в которых я вглядывался учительским взором, видятся мне символически. После бездетных девяностых, когда число ребятишек стремительно убывало, сегодня – радость: детей много! Лес их поднятых на уроках рук будет укоренён в их родном лицее. Они всем поколением когда-то встанут над страною, над зарёю; и пусть каждой их душе, лёгкой на подъём, хватит в России прозрачной высоты.

Самое первое Первое сентября полно блеска пугающих возможностей. Только бы не растеряться перед ними, совладать с беспокойством, а там – вперёд к постижению главного: нравственного закона, чтобы впоследствии, когда вырастут, вой­­
дут во взрослый ум, не развели их ни сытость, ни обеспеченность, чтобы тронуть ладонью ладонь школьного товарища было важно, чтобы за ними – их дети, а там, даст Бог, и внуки.

А пока –

Люди, здравствуйте! И птицы!
И машины! И леса!
И заводов корпуса!
И заветные страницы!
на родном языке.*)

Пусть же их благословенный лицей не теряет своего учёного лица и многооконно светит им сквозь годы всей жизни!

***

Я ухожу с линейки. Какая тёплая осень! Она – спутница раздумий и досад – всегда печалит меня: жалко лета. Да что поделаешь, кончилось оно. Отныне – осень. И мне из неё не выйти. Но как же утешительно сказал Анатолий Передреев:

Хорошо, что в сегодняшнем мире
Среднерусская есть полоса.

А раздумчивыми ночами над крышей дома – звёздное небо. И народ – повсюду. Свой. И дети. Дети! Дети!.. Дай им Бог счастья.

Владимир ВЕЛЬМОЖИН.
1 сентября 2018.
Фрязино.
__________________________

*) Цитата из стихотворения Бориса Чичибабина. Прим. ред.