На работе – инопланетяне

Главная \ Державный кошель языка \ На работе – инопланетяне
« Назад

На работе – инопланетяне 21.09.2018 16:27

Уважаемый Владимир Николаевич! Очень прошу Вас не оставлять рубрику «Державный кошель языка».

В Интернете наткнулась на статью аж 2009 года, она меня ввела в ступор. Статья хоть и давняя, но, кажется, только получает свою актуальность. Высылаю Вам её. И сразу хочу отметить, что теперь понимаю, почему многие издания выходят такими безграмотными. Вот они – бывшие студенты – нынешние журналисты.

Любовь КАРМОЛИНА.
Щёлково, Центральная улица.

На работе – инопланетяне

Проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия НИКОЛАЕВА.

Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются три-четыре человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали восемь и меньше ошибок лишь 18 процентов. Остальные 82 процента, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24 – 25 ошибок. Практически в каждом слове по три-четыре ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

ошибкаНу что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через­чюр, оррестовать. Причём всё это перлы студентов из сильных 101-­й и 102-­й групп газетного отделения. А между тем десять процентов написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

Формально у нас сильный набор: средний балл по русскому языку – 83. То есть не просто пятёрка, а суперпятёрка, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов.

А вот что́ получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями – всё время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать. Просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне.